«Росгосстрах» без ОСАГО на полгода

Банк России ограничил на полгода действие лицензии «Росгосстраха» на продажу полисов ОСАГО

Алина Распопова
Полгода есть у крупнейшей в России страховой компании «Росгосстрах» на устранение нарушений в продаже полисов ОСАГО, которые выявил в их деятельности Центробанк. До этого времени лидер рынка не сможет продавать страховки для автомобилистов, а будет лишь выполнять свои обязательства по ранее заключенным договорам. По оценке регулятора, страховая компания не предоставляла положенных скидок, необоснованно отказывала в заключении договоров и массово навязывала допуслуги.

Центральный Банк РФ дал «Росгосстраху» полгода на устранение нарушений, из-за которых регулятор ограничил действие лицензии компании на ОСАГО.

«Установить срок для устранения выявленных нарушений — шесть месяцев со дня опубликования приказа», — говорится в приказе ЦБ, опубликованном в среду в «Вестнике Банка России». Отметим, что ограничение на действие лицензии «Росгосстраха» вступает в силу с 27 мая.

Днем ранее ЦБ ограничил действие лицензии «Росгосстраха» на осуществление ОСАГО владельцев транспортных средств.

Решение принято «в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности применения коэффициента бонус-малус, который учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат при расчете страховой премии по ОСАГО».

По оценке регулятора,

страховая компания не предоставляла автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованно отказывала в заключении договоров, а навязывания дополнительных услуг носили массовый характер.

«Только с 1 апреля по 25 мая в ЦБ поступило более 2300 жалоб от граждан на действия «Росгосстраха» при заключении договоров ОСАГО, — говорится в заявлении регулятора. — С начала года компании было выдано 385 предписаний, вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования)».

Поясним, что ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущих увеличение обязательств.

Теперь «Росгосстрах», с 36% проданных полисов являющийся крупнейшим игроком на рынке ОСАГО, обязан только принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам. В свою очередь, ЦБ будет контролировать осуществление страховщиком выплат по ОСАГО. При этом регулятор намерен уделить повышенное внимание ситуации с доступностью услуги ОСАГО для автовладельцев, поскольку в ряде регионов России «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке. Регулятор также продолжит диалог с Российским союзом автостраховщиков (РСА), направленный на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО.

В случае возникновения проблем с получением страховой выплаты по ОСАГО в «Росгосстрахе», а также с приобретением полисов в других компаниях ЦБ порекомендовал обращаться с жалобой в cлужбу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Однако, согласно официальному заявлению «Росгосстраха», решение ЦБ об ограничении лицензии оказалось для компании «полной неожиданностью».

«Те претензии, которые изложены в информации ЦБ, всегда отрабатывались в рабочем режиме и никогда не служили поводом для таких радикальных решений, — завили в пресс-службе «РГС». — С начала 2015 года компания заключила более 5,5 млн договоров, за 2014 год — более 18 млн. При таком количестве клиентов неизбежны недоразумения на местах и, соответственно, жалобы в ЦБ.

Число опубликованных пресс-службой ЦБ предписаний, полученных «Росгосстрахом» с начала года, составляет 385.

Это тысячные доли процентов от заключенных за это время компанией договоров по всей стране. Неисполненных предписаний на данный момент не имеем».

В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) заявил, что находится в тесном взаимодействии с «Росгосстрахом» и ЦБ РФ по данному вопросу.

«Мы очень надеемся, что ситуация будет урегулирована в ближайшее время, — сообщили в РСА. — Решение ЦБ вступает в силу с момента его опубликования в «Вестнике Банка России» и будет касаться только новых договоров ОСАГО. «Росгосстрах» занимает существенную долю рынка ОСАГО,

и в этой связи главное, чтобы из-за возникшего кризиса не пострадали миллионы автовладельцев.

Со своей стороны мы приложим все усилия к тому, чтобы не только разрешить возникшие проблемы, но и в целом привести состояние рынка в соответствие с требованиями ЦБ РФ, способствовать повышению качества услуг автострахования, предоставляемых компаниями».

По словам зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина, ЦБ РФ надеется в ближайшее время снять ограничения лицензии на ОСАГО «Росгосстраха».

«Мы надеемся, что компания в самое ближайшее время стабилизирует свою деятельность в плане взаимоотношений с потребителями, и мы данные меры воздействия снимем, — заявил Чистюхин в СМИ, добавив, что данная мера введена на шесть месяцев. — Но это только максимальный срок, который по законодательству допустим. Исполнение страховщиком требований Банка России будет контролироваться за счет работы всех надзорных подразделений службы по защите прав потребителей».

При этом, по словам Чистюхина, если ситуация не исправится, то регулятор готов к тому, чтобы продолжить надзорное реагирование в отношении «Росгосстраха».

Автомобильный эксперт Игорь Моржаретто в разговоре с «Газетой.Ru» сообщил, что претензии к «Росгосстраху» у автомобилистов накопились уже давно, особенно в тех регионах, где конкуренция с компанией практически отсутствовала. При этом он уверен, что страховщику удастся решить все вопросы со стороны ЦБ, а рядовым автомобилистам, обладателям полисов ОСАГО ничего не грозит и они могут рассчитывать на получение положенных выплат в случае ДТП.

«В ряде регионов вообще не представлено других страховых компаний, и в «Росгосстрахе» нельзя было купить полис ОСАГО без навязывания дополнительных услуг, — говорит Моржаретто «Газете.Ru».

— Также были жалобы на некорректную работу центров урегулирования убытков, которые располагали как можно дальше от крупных городов, и доехать до них было очень трудно.

Однако я уверен, что «Росгосстрах» договорится с ЦБ и устранит все нарушения даже раньше, чем через полгода».

Отметим, что «Росгосстрах» в первом квартале 2015 года, как и годом ранее, стал лидером по сбору премий в ОСАГО с показателем 13,2 млрд руб. Также компания занимает первое место по сбору премий по всем видам страхования по итогам 2014 года (129,8 млрд руб., доля рынка — 13,1%). Конечный бенефициар «Росгосстраха» — Данил Хачатуров.