Авторынок побил антирекорд

Падение продаж новых автомобилей в апреле стало рекордным и составило 41,5%

Артем Сизов/«Газета.Ru»
В прошлом месяце в России было продано всего 132 тыс. новых автомобилей — рекордно низкий показатель за последние десять лет. Однако падение продаж впервые с начала года замедлилось. Участники рынка сходятся во мнении, что рынок новых машин достиг в апреле своего дна, а в течение ближайших месяцев будет стагнировать.

Российский авторынок новых автомобилей в апреле сократился на 41,5%. Продажи в прошлом месяце составили 132,4 тыс. машин, что 94 тыс. машин меньше, чем было продано за этот же месяц годом ранее.

С начала года рынок показал максимальное падение — на 37,7%. Всего в январе – апреле 2015 года было продано 516 135 автомобилей. Такие данные приводятся в отчете комитета автопроизводителей Европейской ассоциации бизнеса (АЕБ).

Как отмечает глава комитета АЕБ Йорг Шрайбер, рынок новых автомобилей достиг в апреле самой низкой точки за десятилетнюю историю статистики АЕБ. «Только в 2009 году в этом месяце продажи были такими же слабыми, хотя результат был несколько лучше (136 тыс. единиц), — отмечает Шрайбер. — Схожесть с кризисным 2009 годом демонстрирует серьезность текущей ситуации. Однако динамика нынешнего кризиса отличается от той, что наблюдалась в 2009 году, не в последнюю очередь благодаря тому, что в этот раз правительство среагировало гораздо раньше, предложив ряд мер, чтобы избежать еще большего падения рынка».

По оценке комитета, дальнейшего ухудшения статистики по отношению к прошлому году не произойдет. «Скорее всего, в ближайшие месяцы мы будем видеть постепенное сглаживание негативного тренда», — уточнил Шрайбер.

Лидер российского рынка — «АвтоВАЗ» — реализовал в прошлом месяце 22,8 тыс. машин, что на 38% меньше, чем в апреле прошлого года.

Падение спроса на автомобили южнокорейских брендов Kia (17,9 тыс. единиц) и Hyundai (17,2 тыс. единиц) составило 22% и 14% соответственно.

На четвертом месте рейтинга по итогам апреля оказалась марка Renault, падение продаж у которой оказалось на уровне рынка — 41% к АППГ. Продажи марок Toyota (6,9 тыс. единиц), Nissan (6,6 тыс. единиц), Volkswagen (6,1 тыс. единиц) и уходящей из России Chevrolet (4,8 тыс. единиц) сократились сильнее рынка — на 54%, 44%, 47%, 64% соответственно.

В процентном выражении российские продажи сильнее других упали в апреле у компаний Honda (–84%), Subaru (–79%), Great Wall (–78%), Ssang Yong (–78%), Volvo (–77%), Peugeot (–76%), Suzuki (–75%), Jeep (–71%), Chery (–72%) и Citroen (–70%).

Наименьшее снижение объемов реализации зафиксировано у российского производителя УАЗ: продажи составили 4,9 тыс. машин, что всего лишь на 3% меньше по сравнению с прошлогодним результатом. Успешный результат завода объясняется госзакупками и реализацией госпрограмм по льготному автокредитованию и утилизации старых автомобилей.

Рост продаж среди всех автомобильных брендов, представленных в России, в апреле продемонстрировали только два: японский Lexus, объем реализации у которого составил 2,2 тыс. машин (+5%), и немецкий Porsche — 537 автомобилей и рост в 12%.

Спрос на все остальные марки премиум-сегмента в прошлом месяце снизился.Так, апрельские продажи Mercedes-Benz составили 4 тыс. машин, что на 9,4% меньше проданного в апреле прошлого года количества. Компании Audi удалось реализовать 2,1 тыс. машин — на 42% меньше, чем было в апреле 2014 года. Спрос на автомобили BMW снизился на 39%, до 1,9 тыс. единиц, а продажи Land Rover упали на 53% и составили 0,9 тыс. единиц.

Директор дилерских центров Mercedes-Benz ГК «Рольф» Ольга Петрова считает, что о восстановлении рынка речи пока не идет. «С одной стороны, многие бренды снизили цены на новые автомобили, с другой — стоимость владения автомобилями с пробегом растет из-за повышения цен на запчасти, что заставляет их владельцев задумываться о смене машин на новые», — рассказала «Газете.Ru» Петрова. —

Однако май и летние месяцы традиционно являются мертвым сезоном на авторынке, поэтому переломить нисходящий тренд будет трудно».

По мнению собеседницы, меры государственной поддержки смягчили падение рынка, стимулировав продажи недорогих автомобилей. «При этом расширение программы льготного автокредитования на автомобили ценой до 1,5 млн руб. могло бы оживить интерес к среднему ценовому сегменту», — уверена Петрова.

Стоит отметить, что, согласно данным Минпромторга, за первый месяц работы программы льготного автокредитования, запущенной официально 1 апреля, было продано около 20 тыс. автомобилей стоимостью до 1 млн руб. Всего за этот период в банки было подано 105 тыс. заявок от физических лиц на приобретение машины в кредит по льготной ставке. Чуть более половины заявок (57 тыс.) были одобрены.

Из федерального бюджета на выплаты субсидий банкам будет выделено 1,5 миллиарда рублей, что позволит реализовать около 200 тыс. легковых автомобилей. Однако аналитик PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко считает, общий объем реализованных по программе автомобилей по итогам года окажется меньше запланированного. «Прогноз осуществлялся с учетом того эффекта, который дала аналогичная программа, действовавшая в 2009 году, - рассказал «Газете.Ru» эксперт. – Но тогда условия на рынке были совершенно иными: сейчас цены существенно выросли, а доступность автомобиля для потребителя - снизилась.

По словам Литвиненко, если в марте в кредит продавалось около 15% автомобилей, то с началом программы доля сделок с привлечением заемных средств выросла до 30%, не достигнув при этом докризисного уровня, когда 40% машин приобреталось в кредит. «И это при том, что в апреле уже должен был проявиться отложенный спрос – потребители знали о том, что правительство запустит программу, и откладывали покупку», - отмечает собеседник. – Поэтому результата прошлого месяца можно назвать показательным, даже с учетом того, что программа только стартовала».