Революционер и коммунист Владимир Ленин, несмотря на скромные вкусы и желание отдать всю власть Советам, а землю – крестьянам, был не чужд некоторым буржуазным привычкам. В частности, он предпочитал передвигаться на редких и весьма дорогих автомобилях. Некоторые из них даже спасали жизнь Ильичу. К 145-летнему юбилею со дня рождения вождя «Газета.Ru» вспомнила, какие машины успели побывать у него в гараже и где можно увидеть сохранившиеся раритеты.
Первое знакомство с Rolls-Royce
Впервые Ленин столкнулся с автомобилем, причем в буквальном смысле, в 1909 году во Франции, где будущий революционер, не обремененный лишними средствами, рассекал на велосипеде. Ничего более престижного он просто не мог себе позволить. Однажды, возвращаясь в Париж из местечка Жювизи-сюр-Орж, где Ленин смотрел на запуск аэроплана, он попал под колеса, как сказали бы сейчас, премиального Rolls-Royce Silver Ghost («Серебряный призрак»). Сам Ленин отделался ушибами, а вот его двухколесный транспорт превратился в груду железа. Через суд взыскав с парижанина солидную сумму на новое аналогичное средство передвижения, Ильич на время прекратил свои автомобильные приключения.
«Апрельские тезисы» с броневика «Враг капитала»
В ночь на 17 апреля 1917 года Владимир Ильич прибег к помощи тяжелой техники, чтобы усилить эффект своих «апрельских тезисов».
Он огласил их с опытного образца броневика «Остин-Путиловец». Говорят, что большевикам удалось угнать машину хитростью прямо из мастерской Петроградского бронедивизиона.
Они уверенно сообщили охране, что броневик забирают на тестовые испытания, и беспрепятственно покинули территорию предприятия. Тяжелую машину весом 5,2 тонны приводил в движение четырехцилиндровый мотор мощностью 50 л.с. При отличной проходимости он мог разогнаться до 60 км/час. Позже он принял участие в штурме Зимнего дворца, а назвали броневик «Врагом капитала». Посмотреть на оригинал можно и сейчас – он стоит в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Turcat-Mery 28 – первый автомобиль
«Ровно в 10 часов утра мой лимузин «Тюрка-Мери» стоял уже у главного подъезда Смольного», — писал в своих воспоминаниях первый водитель Ильича.
Именно роскошный французский автомобиль Turcat-Mery 28 стал первым в гараже «отца революции». До Февральской революции автомобилем пользовалась великая княжна Татьяна – старшая дочь Николая Второго.
После его облюбовал Александр Керенский, а уж затем на нем стал ездить Ленин. Есть две основные версии о технических данных этой машины. Согласно первой, она была выпущена в 1915 году и оснащалась четырехцилиндровым двигателем впечатляющей для того времени мощностью 50 л.с., а также закрытым кузовом, изготовленным на заказ. Согласно второй версии, автомобиля Turcat-Mery 28 никогда не существовало. Зато в 1908 году был изготовлен туристический ландо-лимузин под названием Turcat-Mery 165 FM. Под капотом у него был 28-сильный двигатель. В пользу второй версии говорят значки советского времени с изображением автомобиля и надписью «На этой машине ездил В.И. Ленин. Тюрка-Мери 1908». Этот автомобиль находился в царском гараже, который потом перешел в распоряжение Временного правительства. После событий Октябрьской революции все машины передали для обслуживания членов Военно-революционного комитета.
Так, 27 октября 1917 года «Тюрка-Мери 165 ФМ» попала к Ленину. А уже в декабре машину угнали контрабандисты прямо со двора Смольного дворца.
На поиски разгневанный вождь революции бросил лучших сыщиков, которые нашли его на финской границе и вернули в гараж.
Обстрелянный Delaunay-Belleville 45
Пока шли поиски угнанного автомобиля, Ильичу пришлось одалживать ландо 1912 года Delaunay-Belleville 45 у народного комиссара по военным делам Николая Подвойского.
Шикарный семиместный лимузин был одним из 45 императорских автомобилей, доставшихся большевикам после революции. Автомобиль оснащался четырехступенчатой коробкой передач и 70-сильным шестицилиндровым мотором объемом почти 12 л.
Машина весом более 2 тонн с легкостью разгонялась до 110 км/час. Кстати, в то время в распоряжение Ленина попал один из бывших шоферов царя Степан Казимирович Гиль, который стал его личным водителем. Именно во время поездки на Delaunay-Belleville 45, который вез вождя с выступления в Михайловском манеже 1 января 1918 года, на Ленина было совершено покушение. За рулем тогда находился другой водитель Ленина — Тарас Гороховик. Он смог скрыться от нападающих, но автомобиль обстреляли так сильно, что починить мечту любого аристократа не было никакой возможности. Ленин не пострадал, а вот машину списали. До наших дней не сохранилось ни одной этой модели.
Renault — 40 CV и нападение на заводе Михельсона
Еще одним французским автомобилем из гаража императора, который оказался в распоряжении Ленина, был Renault — 40 CV. Он оснащался шестицилиндровым двигателем и впервые в истории автомобилестроения мог похвастать усилителями тормозов. Одно из самых известных покушений Ленин пережил именно благодаря этой машине. Оно случилось 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После очередного митинга Ленин направлялся к автомобилю, когда к нему с вопросом обратилась женщина, известная как Фанни Каплан. Следом раздались три выстрела.
Соратники Ленина быстро положили его в Renault и помчались в Кремль, где врачи спасли жизнь вождя. А 6 января 1919 года «француза» угнали совершенно наглым образом.
Шофер Гиль вез Ильича в Сокольники, когда на дорогу вышли вооруженные люди. Ленин принял их за патрульных и попросил остановиться, после чего стало понятно, что это банальное нападение. Известно, что бандой командовал главарь по фамилии Кузнецов, известный как Яшка-Кошелек. В ответ на требование вылезти из автомобиля вождь удивленно воскликнул:
«Да что вы делаете, я же Ленин!» Но бандиты не расслышали громкой фамилии и уехали. Есть данные о том, что на этом автомобиле они совершили множество преступлений, включая грабежи и убийства.
Последнее упоминание о машине прозвучало немного позже, когда во время погони на Крымском мосту милиционер застрелил водителя банды. Преступники бросили автомобиль и сбежали.
Rolls-Royce — «Серебряные призраки»
Между тем есть версия, что самое известное нападение на Ленина было совершено, когда он шел к своему Rolls-Royce Silver Ghost. Такая ситуация вполне возможна, поскольку в его распоряжении было целых три этих престижнейших автомобиля.
После нападения здоровье Ленина ослабло и ему требовалось проводить больше времени на свежем воздухе и в покое. Он все больше времени проводил в Подмосковье, ездил в Солнечногорск, Клин, Завидово и любимые Горки. Далеко не все автомобили выдерживали продолжительные поездки по разбитым проселочным дорогам, и самым крепким оказался именно «Серебряный призрак». Но и он не мог свободно ездить по заваленным снегом дорогам.
Так появилось весьма нестандартное решение этой проблемы — в 1921 году на Путиловском заводе специально для главы государства на основе шасси «Серебряного призрака» с кузовом от ателье Continental были построены единственные в мире автомобильные сани на базе Rolls-Royce.
Из-за такого апгрейда скорость автомобиля упала со 135 км/час до 60. Водителю приходилось справляться и с другими неудобствами — резиновые гусеницы пробуксовывали на мокром снегу, очень часто рвалась цепная передача. Но сам Ленин был в полном восторге от созданной для него машины и очень любил на ней путешествовать. Да и доехать до его дачи в Горках было просто невозможно на чем-либо еще. Этот автомобиль сохранился и выставлен в представительстве Rolls-Royce на территории Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» в Московской области.
21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Ленин умер. Его водитель Гиль отправился в Москву на автосанях Rolls-Royce, чтобы сообщить о случившемся. Гроб с телом Ленина был доставлен в Москву именно на этом автомобиле.