Выручка отечественного предприятия «АвтоВАЗ» выросла сразу на 5,2% в первом квартале текущего года, несмотря на падение российского авторынка на 36%. Благодаря политике оптимизации руководителя предприятия, которую продолжает вести швед Бу Андерссон, тольяттинский автогигант заработал 4,78 млрд руб., что на 2,3 млрд руб. больше относительно аналогичного периода прошлого года.
Чистая прибыль составила 800 млн руб. по сравнению с чистым убытком в размере 2,9 млрд руб. в первом квартале 2014 года.
Операционный убыток составил 81 млн руб. (-0,2%), или 700 руб. в перерасчете на один автомобиль. В 2014 году эта цифра составляла 1,5 млрд руб. (-3,2%), что равнялось 11,4 тыс. руб. на один автомобиль.
Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе компании, свои результаты дала программа снижения затрат.
«Несмотря на сложную экономическую ситуацию и серьезное падение рынка, «АвтоВАЗу» удалось не только компенсировать убыток аналогичного периода прошлого года, но и показать прибыль, — заявил генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов после заседания совета директоров «АвтоВАЗа». — Это свидетельствует о правильности выбранного курса, грамотной стратегии развития и применяемых мер по оптимизации производственных процессов. В то же время перед производителем стоят очень амбициозные задачи по увеличению доли рынка и по улучшению качества продукции. Уверен, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, нам удастся сохранить темпы производственного роста».
В свою очередь президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон уверен, что компания не должна удовлетворяться полученными результатами. «В прошлом году мы повысили качество и увеличили долю рынка, что помогло нам улучшить показатели первого квартала, — отметил глава «АвтоВАЗа». —
Но в условиях падающего рынка нам необходимо уменьшать постоянные затраты и снижать цены на закупаемые материалы.
Поэтому мы продолжаем работать по программе сокращения затрат. Она состоит из 180 пунктов и включает в себя, в том числе, реструктуризацию базы поставщиков».
Отметим, что по сравнению с первым кварталом прошлого года «АвтоВАЗ» примерно на 13% увеличил объемы производства. При этом, по данным пресс-службы компании, продажи Lada достигли 20-процентной доли рынка.
«Повышено качество автомобилей, на рынок вышли новые модели, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе «АвтоВАЗа». — Как раз сейчас мы увеличиваем производство Lada Largus Cross (от 10 до 60 в день), а выпуск Lada Kalina Cross уже достиг 100–200 машин в день. Наша задача — давать покупателю то, что он просит, и мы вывели этот принцип на совершенно новый уровень».
При этом рост выручки наблюдается на фоне значительного снижения продаж компании автомобилей Lada. Так, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ),
по итогам первых трех месяцев 2015 года компания продала 68,554 тыс. машин Lada, что на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В марте «АвтоВАЗ» продал 27,4 тыс. Lada, что на 26% меньше, чем год назад. Эксперты объясняют это наращиванием доли контрактной сборки и серьезным сокращением издержек. Так, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков обращает внимание на то, что весь прошлый год «АвтоВАЗ» занимался оптимизацией своих затрат, сократил большое количество персонала, вел работу по оптимизации отношений с поставщиками.
«Сейчас они все больше и больше налаживают контрактную сборку, собирают больше машин, — говорит Целиков «Газете.Ru». — Поэтому объемы производства совместно со сборкой в этом году могут даже не упасть, а остаться на уровне прошлого года, несмотря на ситуацию на рынке.
В частности, компании поможет перенос производства Renault Sandero с «Автофрамоса» в Москве на их мощности, также они собирают Datsun, Nissan.
При этом рынок сейчас развернулся в их сторону, что позволяет им увеличивать свою долю с 16 до 20%. Вопрос в том, как они этим воспользуются, потому что если они дальше будут поднимать цены, то, конечно же, будут терять долю рынка».
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов уверен, что выручка «АвтоВАЗа» выросла прежде всего за счет увеличения доли контрактной сборки.
«Кроме того, потери от падения продаж у них были частично нивелированы повышением цен на автомобили Lada, — говорит Беспалов «Газете.Ru». — Положительный эффект дало и наращивание доли экспорта. Кроме того, компания извлекает выгоду из курсовой разницы. Благодаря высокому уровню локализации компания становится более конкурентоспособной.
Однако когда рынок плохой, то плохо всем и у «АвтоВАЗа» продажи тоже падают. Плохо всем, но, конечно, «АвтоВАЗу» немного лучше».
Напомним, что по итогам 2014 года выручка группы «АвтоВАЗ» увеличилась на 7,7%, до 190,7 млрд руб. В 2013 году объем выручки составил 177,0 млрд руб. Такие цифры содержатся в ежегодном отчете группы о финансовых результатах по МСФО. Несмотря на рост прибыли, чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился в 3,2 раза по сравнению с показателем 2013 года — до 25,05 млрд руб. При этом компания ощутимо сократила свои административные расходы — сразу до 11,440 млрд руб.
Тем не менее Андерссон уверен, что по итогам 2015 года компания выйдет в прибыль и планирует произвести 670 тыс. машин. При этом сокращения на «АвтоВАЗе» будут продолжены, однако не коснутся простых рабочих. Такое обещание дал президент предприятия Бу Андерссон. Он подтвердил, что предстоящее увольнение 1,1 тыс. сотрудников затронет только управленцев.