«Россия не догонит Европу до 2020 года»

Российский авторынок в марте опустился на пятое место среди европейских стран

Россия опустилась на пятое место в рейтинге европейских стран по объемам продаж новых автомобилей в прошлом месяце. Сменился и лидер: Германию, долгое время занимавшую первое место в европейском рейтинге по количеству проданных машин, по итогам марта потеснила Великобритания, где было реализовано почти полмиллиона новых автомобилей.

Российский авторынок по результатам продаж новых машин в марте опустился на пятую строчку в рейтинге европейских стран, хотя еще в феврале занимал четвертое место. В то время как объем российского авторынка продолжает снижаться и может достичь уровня 10-летней давности, европейский авторынок растет уже 19 месяцев подряд.

Лидером по реализации автомобилей в марте неожиданно стала Великобритания, где было продано рекордно большое количество новых машин – 492,7 тыс. единиц. Британский авторынок вырос относительно марта 2014 года на 6%. Такие данные были получены аналитическим агентством «Автостат» в национальной ассоциации автопроизводителей Великобритании.

Как отмечают в Британском обществе автопроизводителей и автодилеров (SMMT), достичь такого объема продаж удалось во многом за счет выхода на рынок новых моделей, а также доступного автокредитования и развития направления корпоративных продаж, которые в марте увеличились на 11,6%.

Авторынок Германии, до этого долгое время удерживавший лидерство в рейтинге крупнейших авторынков Европы, по итогам мартовских продаж опустился на второе место.

Тем не менее продажи новых автомобилей в Германии выросли относительно марта прошлого года на 9% и составили 323 тыс. единиц. «Розничные продажи при этом выросли почти на 5%», — отмечают в Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA).

В тройке лидеров оказалась Франция, где в марте было продано 196,5 тыс. автомобилей. Рост французского рынка относительно марта 2014-го составил 9,3%. На четвертой строчке рейтинга расположилась Италия с 161,3 тыс. проданных машин. Среди стран-лидеров у Италии зафиксирован наибольший прирост продаж – 15,1%. Как отмечают в Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), двузначный рост местного рынка фиксируется уже третий месяц подряд, при этом с каждым месяцем положительная динамика увеличивается, что свидетельствует об уверенном восстановлении потребительского спроса. Однако в количественном выражении объемы продаж автомобилей в Италии остаются на уровне начала 1980-х годов.

Если включать в рейтинг европейских стран Россию, то отечественный авторынок оказался в прошлом месяце только на пятом месте. Так, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте в РФ было продано 139,8 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 42,5% ниже, чем в марте 2014 года (без учета LCV объем продаж составил более 130 тыс. единиц). Таким образом, несмотря на постепенную стабилизацию экономической ситуации, российский авторынок продолжает стремительно сокращаться.

Стоит отметить, что наибольший рост продаж в Европе уже несколько месяцев подряд отмечается в Испании. Так, в марте объем реализации новых машин прирос на 40,5% и составил 112,2 тыс. единиц.

Рост испанского рынка обеспечивается за счет стимулирующей программы по субсидированию покупки новых экономичных автомобилей. Как отмечают в Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC), в марте авторынок преодолел 100-тысячную отметку впервые за 4,5 года, при этом положительная динамика наблюдается 19 месяцев подряд.

«В большинстве европейских стран с 2008 года происходил серьезный обвал продаж новых автомобилей, — рассказал «Газете.Ru» аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. — Сейчас же в Европе идет закономерный процесс по обновлению автопарка. Можно с уверенностью сказать, что темпы роста на европейских авторынках вскоре начнут замедляться. Но даже с учетом этого Россия не сможет в обозримом будущем догнать европейских лидеров продаж.

Даже после выхода из кризиса, как минимум до 2020 года, ежемесячные продажи в России не будут превышать 300 тыс. автомобилей».

Напомним, что полтора года назад — в августе 2013 года — российскому авторынку удалось стать крупнейшим в Европе. Тогда за месяц было реализовано 240 тыс. автомобилей, в то время как объем авторынка Германии составил примерно 214 тыс. легковых автомобилей.

Однако вскоре после этого триумфа экономический кризис, снижение покупательской способности и тотальное повышение автопроизводителями цен привели к резкому сокращению продаж автомобилей. По итогам прошлого года Россия с показателем 2,5 млн (–10,3%) легковых и легких коммерческих автомобилей заняла восьмое место в мировом рейтинге, пропустив вперед нынешнего европейского лидера — Великобританию, где продажи увеличились на 10,3% и составили 2,8 млн единиц.