Российский авторынок, несмотря на постепенную стабилизацию экономической ситуации, продолжает стремительно сжиматься. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в марте в РФ были проданы 139 850 новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 42,5% ниже, чем в марте 2014 года. Общие продажи за три месяца 2015-го чуть лучше, но также крайне неутешительны — всего 383 691 автомобиль, это почти на 220 тыс. меньше прошлого года (-36,3%).
«Продажи в марте были плохими, но не намного хуже, чем ожидалось,
— прокомментировал результаты отчета председатель комитета автопроизводителей Йорг Шрайбер. — То, что мы сейчас видим в статистике, давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло».
Двумя основными факторами, обвалившими российский авторынок, стали ажиотажный спрос в минувшем декабре, когда после обвала рубля покупатели ринулись в автосалоны, и происходивший на этом фоне стремительный рост цен на новые машины.
Между тем пока кризис на авторынке, уже повлекший как уход с рынка ряда иностранных производителей, так и масштабные сокращения на заводах, все же не дотягивает до масштабов экономического кризиса 2008–2009 годов.
Так, по итогам 2009 года продажи опустились ниже отметки в 1,5 млн автомобилей, снизившись на 49%.
Тогда ситуацию удалось выправить с помощью ряда протекционистских мер, в том числе повышения ввозных пошлин на новые иномарки на 25%. Также были запущены стимулирующие программы утилизации старых автомобилей и льготного автокредитования. Вместе с миллиардными кредитами госбанков крупнейшим отечественным производителям это позволило не только поддержать отечественный автопром, но и в скором времени поднять продажи — в 2010 году они выросли сразу на 30%.
Сейчас государство также выделяет солидные средства на поддержку автопрома, вводит аналогичные стимулирующие программы, но быстрого эффекта эти меры пока не дали.
Мартовский антирекорд
Темпы падения рынка в марте оказались еще выше, чем в феврале, когда рынок просел почти на 39%.
Среди всех крупных автопроизводителей лишь две марки показали в марте положительные результат — Lexus (+29%) и Porsche (+27%). Впрочем, у обеих марок объемы реализации невелики, а лидеры продаж оказались в глубоком минусе.
Больше всех в марте продал «АвтоВАЗ» — 27,4 тыс. машин, что на 26% меньше, чем год назад. На фоне конкурентов показатели отечественного автогиганта относительно неплохи — в первой десятке лишь у идущего на втором месте Hyundai (-15%) и на 10-м месте Mercedes динамика оказалась лучше (-3%).
Корейский бренд смог продать 13 901 машину, сумев обойти еще одну марку, входящую в корпорацию Hyundai, — Kia (12 121 ед., -32%). Следом в первой десятке расположились Toyota (-34%), Renault (-43%), Nissan (-51%), Volkswagen (-57%), Skoda (-41%), «ГАЗ» (-32) и уже упомянутый Mercedes.
У многих известных компаний результат получился и вовсе катастрофическим. У Peugeot, Citroen, Suzuki и уходящего с российского рынка Opel продажи рухнули почти в пять раз. Немецкому бренду не помогла даже распродажа моделей 2014 года с солидной скидкой в 25%. Особняком стоит японская Honda, у которой продажи рухнули более чем в 10 раз. В марте марка реализовала всего 220 машин, а годом ранее — 2376.
Среди конкретных моделей лидеры остались прежними — Lada Granta, Hyundai Solaris и Kia Rio. При этом лидеру рейтинга за счет различных льготных программ почти удалось сохранить прошлогодний результат, продав 12 438 машин (на 520 меньше, чем год назад).
Продажи идущей на пятом месте модели Lada 4x4 даже выросли на 208 машин, достигнув отметки в 3893 единицы. В первой десятке хуже всех «просел» Renault Duster, чьи продажи упали более чем в два раза (3148 машины в марте). В топ-25 моделей хороший результат показал Nissan X-Trail, чьи продажи выросли до 2363 машин (+508 единиц). Возросший спрос объясняется рестайлингом кроссовера, заметно облагородившего его внешность.
Три провальных месяца
Итоги продаж за три месяца оказались незначительно лучше мартовских. На первом месте с большим отрывом от конкурентов идет бренд Lada (68 554 ед., - 25%). Почти на 30 тыс. проданных машин отстала от него марка Hyundai (39,8 тыс., -4%), сумевшая отодвинуть на третью строчку Kia (36 тыс., -15%).
У их преследователей дела обстоят еще хуже. У Toyota спад продаж в этом году составил 31% (24 тыс. ед.), у идущих на 5–6-м месте Renault и Nissan по 41%.
Среди всех брендов показывать рост продаж пока удается лишь Mercedes (11 341 машина, +9%), Lexus (4002, +19%) и Porsche (1095 ед., +54%).
Самые плохие показатели демонстрируют «американцы» Ford (-71%) и Chevrolet (-72%), «французы» Citroen (-78%) и Peugeot (-80%). Похожие цифры показывает китайская Chery (-78%). Плачевный результат упомянутых брендов прежде всего связан с их ценовой политикой — стоимость автомобилей в каждом сегменте оказалась неконкурентоспособной.
Хуже всех дела обстоят у Honda: - 87% и всего 856 проданных машин вместо 6789 годом ранее. Даже у такой сугубо премиальной марки, как Porsche, продажи оказались лучше — такую ситуацию можно представить сейчас только на российском рынке. Уступила Honda и таким традиционно не самым востребованным маркам, как Fiat, Suzuki, Volvo и ряду других. Ситуацию может поправить рестайлинг популярного кроссовера CR-V. Обновленная версия вот-вот появится на российском рынке.
Среди конкретных моделей результат за три месяца схож с мартовским. Триумвират из Granta, Solaris и Rio уверенно занимает лидирующие места и в ближайшее время вряд ли сдаст свои позиции.
В топ-10 оказался дебютант российского рынка седан on-Do от возрожденной японской марки Datsun. Всего было реализовано 8061 единица. Автомобиль производится на мощностях «АвтоВАЗа» и может похвастаться доступной ценой.
В топ-25 рост продаж за три месяца демонстрирует только Lada 4x4 и недавно обновленная Toyota Camry.
Директор дилерских центров Mercedes-Benz ГК «Рольф» Ольга Петрова считает, что апрель может стать переломным для авторынка месяцем.
«Хотя цены на автомобили продолжают расти, покупатели уже привыкают к той мысли, что автомобили стали стоить дороже, и перестают откладывать решение о покупке, — рассказала «Газете.Ru» Петрова. — Кроме того, программу льготного кредитования потребители восприняли позитивно, хотя многие сожалеют о том, что стоимость приобретаемого по льготной кредитной ставке автомобиля ограничена миллионом рублей. Еще одно обстоятельство, которое заставляет автовладельцев менять автомобили на новые, — рост стоимости запчастей и заградительные тарифы по каско для «возрастных» машин».
Руководитель аналитического отдела агентства «Автостат» Андрей Топтун полагает, что переломный момент на авторынке в ближайшее время не наступит.
«Мы прогнозируем падение продаж по итогам года на уровне 40%, — рассказал «Газете.Ru» Топтун. — Полагаю, что в апреле-мае рынок уже не будет ощутимо падать, но останется примерно на том же уровне, что и в марте месяце».
Эксперт также отметил, что, несмотря на укрепление рубля, потребители вряд ли дождутся в обозримом будущем снижения автопроизводителями цен на новые машины.
«Компании повышали цены непропорционально тому, насколько падал курс рубля относительно доллара и евро. Поэтому теперь они еще долго будут пытаться отыграть это падение, так что рост курса рубля — не повод снижать цены на машины. Единственное, на что могут рассчитывать покупатели, это скидки на отдельные неходовые модели или дорогие непопулярные комплектации автомобилей», — пояснил собеседник.