«Богатым кризис не помеха»

Россияне потратили 267 млрд рублей на новые машины за два месяца

В январе – феврале этого года отмечался резкий обвал авторынка, тем не менее некоторые компании смогли заметно увеличить свою выручку. Эксперты объясняют это повышением цен на новые машины, а также увеличением продаж более дорогих моделей. Лидером по объему выручки стала марка Mercedes, а российская Lada опустилась по этому показателю с третьего на шестое место рейтинга.

Несмотря на серьезное падение продаж новых автомобилей, в январе и феврале текущего года россияне потратили на приобретение новых автомобилей 267 млрд руб. Эта сумма лишь на 18% меньше, чем было потрачено потребителями на покупку машин за аналогичный период прошлого года (326 млрд руб.), в то время как продажи машин за этот период сократились значительно сильнее — на 32%. Такие данные приводит в своем ежемесячном обзоре российского авторынка аналитическое агентство «Автостат».

Как отмечают аналитики, снижения общей выручки соразмерно падению продаж пока удается избежать за счет повышения производителями цен. Так, средневзвешенные цены на новые машины в России выросли за последнее время на 20%, до 1,15 млн руб.

На первое место по выручке от продажи новых автомобилей вышел Mercedes-Benz. Выручка марки составила 29,9 млрд руб. — это на 35,6% больше, чем было в январе – феврале прошлого года. При этом продажи марки выросли за первые два месяца этого года только на 18%.

На второй строчке оказался лидер прошлого года — марка Toyota — с выручкой в 25,8 млрд руб. (–14,7%). При этом продажи бренда сократились за этот же период значительно сильнее — на 29%.

Выручка южнокорейской марки Kia составила 21,6 млрд руб. (+9,2%), что позволило ей подняться с пятого на третье место рейтинга по объему выручки, притом что объем продаж компании снизился за первые два месяца текущего года на 2%. Далее в рейтинге следует марка Hyundai (21,5 млрд руб. и +7,1%), продажи у которой выросли на 4%.

На пятом месте расположилась марка Nissan — 20,7 млрд руб. (–25,6%). Шестую строчку заняла компания BMW, выручка которой составила 18,6 млрд руб., что на 23,7% превышает прошлогодний результат, притом что объем продаж бренда увеличился в январе – феврале только на 3%.

Выручка Lada, оказавшейся по итогам двух месяцев 2015 года только на шестом месте, составила 18,3 млрд руб., что на 14,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В то же время сокращение продаж марки в январе – феврале составило 25%.

Замыкают «десятку» марки Volkswagen (14 млрд руб. и –31,4%), Skoda (11,1 млрд руб. и +15,8%) и Renault (–11,0 млрд руб. и –34%). Стоит отметить, что из этих трех брендов объем выручки превысил показатели продаж только у Skoda, которая реализовала в январе – феврале на 3% меньше машин, чем годом ранее.

Совокупная выручка этих компаний составила 192,5 млрд руб. — это 75% от общей выручки на авторынке в январе – феврале 2015 года.

Таким образом, компании-лидеры за прошедшие два месяца смогли нарастить свою долю по выручке, поскольку по итогам 2014 года их доля составляла 63% от всей выручки на авторынке.

Как отмечают в агентстве, по результатам 2014 года Mercedes занимал второе место среди автопроизводителей по объему выручки, но за счет 15-процентного роста продаж в январе – феврале 2015-го, а также с учетом падающих продаж у конкурентов смог возглавить рейтинг. В то же время средневзвешенная цена моделей этого немецкого бренда увеличилась на 18%, превысив 4 млн руб.

«Выход Mercedes-Benz на первое место вполне логичен, — отмечает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. — Как говорится, богатым кризис не помеха».

По словам Целикова, менее резкое, чем можно было ожидать, снижение выручки у компаний произошло не только из-за роста цен, но и из-за изменения структуры продаж. «Некоторые марки вывели на рынок новые, более дорогие модели и комплектации, что позволило им, с учетом общего повышения цен, выйти по выручке в плюс, даже несмотря на сокращение количества проданных машин, — пояснил «Газете.Ru» Целиков. —

Думаю, что и по итогам 2015 года мы увидим компании, которые по выручке будут в плюсе.

Например, такие шансы есть у Toyota, которая сейчас, правда, демонстрирует сокращение как продаж, так и выручки, что объясняется очень высокой базой прошлого года».

Что касается лидера по продажам новых машин в России — марки Lada, которая скатилась с прошлогоднего третьего места на шестое, то эксперты объясняют это тем, что компания поднимала цены не так быстро, как другие бюджетные марки.

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что падение Lada в рейтинге по уровню выручки обусловлено тем, что марка менее активно индексировала цены на свои автомобили.

«В то время как другие марки могут предлагать потребителям более дорогие комплектации моделей и увеличивать за счет этого выручку, «АвтоВАЗ» такой возможностью не располагает,

— рассказал «Газете.Ru» эксперт. — Кроме того, средняя стоимость моделей Lada, несмотря на аналогичный конкурентам рост на уровне 20%, все равно заметно ниже стоимости бюджетных иномарок. И даже с учетом того, что «АвтоВАЗ» по-прежнему продает больше машин, чем «корейцы», более низкая цена этих автомобилей не позволяет сейчас марке обогнать конкурентов по уровню выручки».

Напомним, что по итогам 2014 года, несмотря на существенное падение продаж новых автомобилей (–268 тыс. единиц), суммарная рублевая выручка компаний не сократилась относительно 2013 года и составила примерно 2,3 трлн руб. Однако валютная выручка из-за обесценения рубля снизилась на 18,1% (из расчета 38,47 руб. за доллар), до $60,8 млрд.