«АвтоВАЗ» стал больше обещать, сокращать и рекламироваться

Убытки «АвтоВАЗа» в 2014 году выросли в три раза — до 25 млрд рублей

Алина Распопова
При росте выручки на 7,7%, до 190,7 млрд руб., «АвтоВАЗ» продолжает терпеть убытки. По итогам прошлого года компания потеряла 25 млрд руб., что в три раза больше по сравнению с 2013-м. Убыток от курсовой разницы составил почти 2,5 млрд руб. Завод сократил административные расходы, но нарастил рекламный бюджет. Эксперты сомневаются, что по итогам года компании удастся выйти в плюс, но ожидают эффекта от программ господдержки.

Выручка группы «АвтоВАЗ» по итогам 2014 года увеличилась на 7,7%, до 190,7 млрд руб. В 2013 году объем выручки составил 177,0 млрд руб. Такие цифры содержатся в ежегодном отчете группы о финансовых результатах по МСФО.

Несмотря на рост прибыли, чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился в 3,2 раза по сравнению с показателем 2013 года — до 25,05 млрд руб., говорится в отчетности.

При этом компания ощутимо сократила свои административные расходы — сразу до 11,440 млрд руб. (–19,8%,). Отметим, что в эту статью входят вознаграждения директорам, представительские расходы, расходы на содержание административно-управленческого персонала и прочее.

Такая экономия, в частности, стала возможна за счет массовых сокращений на заводе.

Так, по итогам 2013 года на «АвтоВАЗе» в общей сложности было уволено 7,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. — это сотрудники группы РСиС (руководители, служащие и специалисты). Затраты на реструктуризацию и выплаты работникам при увольнении в 2014 году составили 1,466 млрд руб.

Кроме того, в целях урезания издержек из автопарка тольяттинского автогиганта были распроданы служебные иномарки, которыми прежде пользовались топ-менеджеры компании. Руководство предприятия пересадили на модели собственного производства. Сам глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон стал пользоваться автомобилем Lada Largus Cross VIP с двигателем мощностью 135 л.с.

Прочие операционные расходы подскочили в шесть раз, до 6,666 млрд руб. В их число вошел убыток от курсовой разницы.

Так, из-за разницы в курсах валют потери «АвтоВАЗа», уровень локализации производства которого оценивается в 82%, составили 2,426 млрд против 179 млн руб. в 2013 году.

Компания также признала убыток от возврата ООО «ВМЗ» в размере 1,314 млрд руб. Краткосрочные кредиты и займы за период с 31 декабря 2013 года по 31 декабря 2014 года выросли на 68,8%, до 39,248 млрд руб. Долгосрочные кредиты и займы выросли на 24,4%, до 29,116 млрд руб.

Расходы на оплату утилизационного сбора составили 9580 млрд руб., а расходы на рекламу за этот период выросли в 1,7 раза, до 1,616 млрд руб.

При этом компания получила в 2014 году 936 млн руб. госсубсидий в качестве компенсации процентов по инвесткредитам против 697 млн руб. в 2013 году, а также компенсацию расходов автопроизводителей и компенсацию расходов по программе утилизации в сумме 12,385 млрд руб.

Комментируя годовые итоги, президент компании Бу Андерссон отметил, что на финансовые результаты повлияли главным образом неоперационные факторы.

«Полученный операционный убыток отражает трудные экономические условия, в которых сейчас находится Россия, — сказал Андерссон. — Однако я рад, что мы добились улучшения ключевых операционных показателей, что позволило нам улучшить операционный результат по сравнению с прошлым годом. За год мы вдвое увеличили выработку автомобилей на одного работника, решили немало важных проблем и существенно улучшили показатели качества».

При этом руководитель тольяттинского автогиганта обратил внимание на то, что снизить операционный убыток 2014 года помогла успешная реализация программы сокращения затрат.

«Программа оздоровления предприятия приносит результаты, — сказал Андерссон. — Мы не можем предсказать, как поведет себя рынок, но, будучи клиентоориентированной компанией с возросшими производственными показателями накануне запуска в этом году моделей Lada Vesta и Lada X-RAY,

«АвтоВАЗ» рассчитывает выйти на операционную прибыль по итогам 2015 года», — пообещал президент предприятия.

Получается, что, несмотря на кризис и неясные позиции рубля по отношению к иностранным валютам, в компании не отказываются и не корректируют поставленные ранее среднесрочные цены по увеличению прибыли и наращиванию темпов производства.

«Так, в планах «АвтоВАЗа» — увеличение доли на внутреннем рынке до 20%, во-вторых — достичь уровня операционной прибыльности в 6%, в-третьих — обеспечить положительный свободный денежный поток без необходимости привлечения дополнительного финансирования», — сказал Андерссон.

Отметим, что «АвтоВАЗ» вслед за большинством иностранных компаний также отреагировал на падение курса рубля и поднял цены.

За период с января по март текущего года цены на автомобили выросли на 8–20%. В компании тогда отметили, что уровень повышения был ниже, чем у конкурентов.

В настоящее время компания намерена сокращать расходы за счет экономии потребляемой энергии на производстве, улучшения эффективности потребления материалов, сокращения числа руководителей, специалистов и служащих на 10–15%, снижения расходов на ремонт и содержание производства, поддержки локализации производств поставщиков, реинжиниринга существующих моделей, а также за счет сокращения расходов на оплату сверхурочной работы сотрудников.

По оценке экспертов, убыток на 25,05 млрд руб. — существенный для компании, ведь это более 10% от выручки, но его не считают критичным.

«Рост выручки при чистом убытке означает, что расходы компании превышают доходы, — говорит «Газете.Ru» аналитик «Альпари» Анна Кокорева. — Этот год вряд ли будет для «АвтоВАЗа» прибыльным, так как продажи легковых автомобилей в России продолжают падать, за первые два месяца года снижение составило почти 40%. Внутренние продажи «АвтоВАЗа» упали в 2014 году на 15%, до 387,3 тыс. машин.

Общие продажи автомобилей марки Lada составили 439,1 тыс. штук (–17,9%). Экспорт автопроизводителя за год — 51,7 тыс. автомобилей (–34,23%).

В целом прогнозы на год неутешительные, единственное, что может поддержать отечественный автопром, это программа по утилизации.

В свою очередь, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев ключевыми причинами подобного результата назвал катастрофическое падение спроса со стороны потребителей из-за снижения уровня располагаемого дохода. По его словам, высокие расходы от курсовой разницы по валютным обязательствам вкупе с созданием дополнительных резервов под обесценивание финансовых вложений создали практически непреодолимые препятствия в деятельности компании.

«После таких результатов с оптимизмом смотреть в будущее можно только после наличия четкого понимания, что прежние проблемы закрыты, — говорит Деев «Газете.Ru». — Не думаю, что президент компании Бу Андерссон может знать, как покажет себя рубль в 2015 году и насколько соответствующим будет при этом потребительский спрос. На фоне актуальных на сегодняшний день девальвационных и инфляционных ожиданий спрос на товары длительного пользования будет и дальше переживать не лучшие времена, а значит, 2015 год вряд ли окажется лучше прошлого. Стоит отметить, что одним из ключевых рисков по-прежнему остаются потенциальные потери на курсе.

Связано это с тем, что «АвтоВАЗ» имеет огромные долларовые обязательства, бремя которых только усиливается при каждом витке девальвации рубля. Все в тех же долларах осуществляется и закупка производственного оборудования.

Заместитель председателя правления Локо-банка Андрей Люшин считает, что итоги деятельности «АвтоВАЗа» вполне соответствуют реалиям российского рынка новых автомобилей.

«Ничего катастрофического для «АвтоВАЗа» тут нет, однако планы администрации компании выйти на прибыль в 2015 году вряд ли осуществятся, — говорит Люшин «Газете.Ru». — Мешать этому будет в первую очередь колоссальное долговое бремя, которое продолжает расти вместе с числом нарушений ковенант. Тем не менее мы ожидаем определенного улучшения ситуации в связи с программой субсидирования кредитов, продлением программы утилизации и обновлением модельного ряда уже в этом году».

Рост себестоимости эксперт «Газеты.Ru» связал с проблемой заключения договоров на поставку комплектующих.

«Несмотря на высокий уровень локализации, компания в любом случае вынуждена закупать часть комплектующих за рубежом за валюту, — говорит Люшин.

— Кроме того, поставщики, дислоцированные в России, также повышают стоимость собственной продукции, что не может не оказывать влияния на расходы компании. Рост выручки во многом обусловлен позитивом, вызванным ростом спроса в четвертом квартале прошлого года, который был вызван девальвацией рубля и стартом новой программы утилизации. Этот позитивный момент не смог нивелировать последствий спада и удорожания производства новых автомобилей».