Новые машины стране не по карману

78% россиян не собираются покупать новый автомобиль, остальные интересуются «вторичкой»

Алина Распопова
Большинство россиян не планируют покупку нового автомобиля в ближайшее время. Остальные рассчитывают купить машину на вторичном рынке и одолжить на это денег у друзей, а не у банка. Спрос на новые иномарки падает, а водители чаще обращаются к отечественному автопрому. К такому выводу пришли эксперты ВЦИОМ, проведя опрос россиян по всей стране. Эксперты уверены, что новые программы господдержки будут стимулировать продажи в бюджетном сегменте.

Три четверти россиян (порядка 78%) не собираются в ближайшее время приобретать новый автомобиль. Подобные планы есть у 20%: из них в течение месяца намерены купить автомобиль 1%, в течение полугода — 3%, в течение года — 4%, через пару лет — 12%. Такие результаты опроса общественного мнения были получены во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 14–15 марта специалисты центра опросили 1,6 тыс. человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках.

Больше машин

По данным социологов, автовладельцев в России становится все больше:

сейчас машина есть у 48% россиян против 37% в 2006 году.

Больше всего их среди респондентов с высшим образованием (58%) и с высоким достатком (61%), меньше — среди россиян с начальным образованием (24%) и малообеспеченных (39%). Чаще всего в гараже российского автовладельца стоят машины старше 2014 года выпуска: иномарки (46%) и отечественные (39%). У 13% есть новая машина зарубежного производства (2014 год и позже), у 8% — новый автомобиль российской марки.

Спрос на подержанные, подешевле и за наличные

Опрос показал, что в сравнении с предыдущим годом заметно выросла доля тех, кто планирует приобрести подержанную машину зарубежного производства (с 29 до 40%), и, напротив, реже стали заявлять о желании купить новую иномарку (с 38 до 29%). Новый отечественный автомобиль хотели бы взять 14%, подержанный — 13%.

Средняя декларируемая сумма покупки автомобиля за год снизилась на 29% — с $13 097 в 2014 году до $9254 в нынешнем, приблизившись к значению 2006 года ($9940).

Брать машину в кредит россияне теперь предполагают существенно реже, чем в прошлом году. Сейчас только 35% против 58% в 2014 году готовы обратиться в банк за автокредитом. Зато россияне стали чаще планировать расплачиваться имеющимися средствами (46 против 27% год назад). Чтобы избавить себя от высоких процентов в банках, часть мечтающих о новом автомобиле планирует обратиться к друзьями.

Так, взять в долг у знакомых собираются уже 12%, в то время как в 2014 году таких было не более 5%.

Надежда на госпрограммы

Между тем участники рынка надеются, что спрос на автомобили сохранится, даже несмотря на повышение цен. Так, заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Валерий Макаев обращает внимание на то, что с 1 апреля запускается программа льготного автокредитования, которую ждут все игроки отрасли.

«Мы надеемся, что, в отличие от 2014 года, программа себя оправдает, — рассказал Макаев «Газете.Ru». — В планах на 2015 год — реализация порядка 250 тыс. дополнительных автомобилей за полгода действия программы льготного автокредитования.

Автолюбители в первую очередь будут отдавать предпочтение новым бюджетным авто и иномаркам с пробегом и только потом отечественному автопрому».

В свою очередь директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков считает, что существенного восстановления автопродаж в ближайшие месяцы ждать не стоит. По его оценке, в большей степени развитие сценария будет зависеть от темпов восстановления экономики страны и уровня благосостояния граждан.

«Предпочтение покупатели будут отдавать автомобилям, произведенным на территории России, причем речь идет о брендах с высокой степенью локализации производства, — сказал Ермаков «Газете.Ru». — Уход Opel и Chevrolet с российского массового рынка в результате рекордно низкого уровня продаж стал наглядным подтверждением неконкурентоспособности крупноузловой сборки и импорта в данном сегменте.

Выигрывать будут те бренды, чей модельный ряд лучше всего представлен в сегменте бюджетных автомобилей.

Существенных перестановок среди лидеров рынка в обозримом будущем и вне зависимости от сценария развития событий не предвидится: «АвтоВАЗ», Hyundai, Kia, Nissan, Renault».

Эксперт уверен, что даже на фоне общего спада продаж автопроизводители продолжат представлять новые модели в России и не будут откладывать премьеры.

«Среди самых ожидаемых в этом году стоит отметить новые модели от «АвтоВАЗа», — говорит Ермаков. — Новые модели позволяют привлечь внимание к линейке брендов и стимулируют продажи автомобилей предыдущего поколения, что сейчас на руку производителям во всех сегментах рынка, от бюджетного до премиального. Среди тех, кто готовится к обновлению модельного ряда, стоит также отметить Suzuki, Mitsubishi, Skoda, Honda, Renault».

В свою очередь руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает, что до 40% тех, кто планировал купить машину в этом году, поспешили с покупкой и сделали это в 2014-м.

«Наибольшей популярностью у населения пользуются иномарки с высокой локализацией производства, а отечественные автопроизводители, к сожалению, на данный момент не выдерживают конкуренцию с точки зрения качества автосборки и удобства автомобилей, — сказал Деев «Газете.Ru». —

Поэтому доля Volkswagen, Ford, Nissan будет неуклонно расти».

Эксперты «Газеты.Ru» назвали вторичный рынок перспективным направлением в автобизнесе.

«Вторичный рынок сейчас чувствует себя определенно увереннее, чем рынок новых автомобилей, если, конечно, уместно говорить об этом при спаде продаж на 22%, — считает Макаев. — Наблюдается традиционное для кризиса перетекание спроса с первичного на вторичный рынок. Впрочем, сейчас рынок растет в основном за счет предложения, а не спроса.

Большей популярностью, чем годом ранее, на вторичном рынке будут пользоваться автомобили среднего ценового сегмента, в то время как традиционно большая его часть формировалась за счет «Лады» и ее конкурентов».

В свою очередь Ермаков обратил внимание на то, что продажи трейд-ин демонстрируют уверенный стабильный рост.

Отметим, что, согласно данным «Автостата», рынок новых легковых автомобилей в России за два месяца текущего года достиг 174,9 тыс. единиц, снизившись на 48,5% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Лидерами продаж традиционно стали Москва и Московская область, где за январь — февраль в сумме было реализовано 42,1 тыс. легковых машин.