Внезапные известия о предстоящем уходе из России двух брендов концерна GM и приостановке импорта марки Ssang Yong всколыхнули российский авторынок настолько, что новости на эту тему попали на первые полосы большинства деловых изданий в стране. После столь громкого шага журналисты наперебой начали гадать, какие еще марки могут вскоре из-за экономического кризиса покинуть Россию: продажи у некоторых компаний сейчас намного хуже, чем у брендов GM. Несмотря на громкий уход крупных марок Opel и Chevrolet, эксперты полагают, что покинуть российский рынок могут в ближайшее время лишь небольшие компании, не имеющие местного производства, а зарубежные со своими мощностями в России не станут следовать примеру GM.
GM
На этой неделе концерн General Motors неожиданно заявил о том, что практически полностью сворачивает свою деятельность в РФ. Так, в России останется только совместное предприятие с «АвтоВАЗом», выпускающее ChevroletNiva, люксовый бренд Cadillac и три премиальные модели марки Chevrolet. Самые популярные модели Chevrolet и весь Opel полностью уходят из России.
После этого все крупные автоконцерны и марки поспешили заявить, что уходить из России не намерены. Однако тот же GM в последнее время также упорно опровергал слухи об уходе.
Стоит отметить, что ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) выразила обеспокоенность фактом полного прекращения продаж автомобилей Opel и резкого сокращения модельного ряда Chevrolet. Жертвами данного решения, по мнению РОАД, могут стать миллионы россиян — владельцев автомобилей Opel и Chevrolet, а также 284 официальных дилера данных марок (137 — Opel и 147 — Chevrolet).
«РОАД настаивает на том, чтобы после ухода марки Opel с российского рынка и переформатирования бизнеса Chevrolet концерн GM продолжил исполнение в полном объеме всех гарантийных обязательств перед владельцами автомобилей до окончания гарантийного срока, а также обеспечивал сервисные станции дилеров всем необходимым для качественного обслуживания и ремонта автомобилей на протяжении ближайших десяти лет», — говорится в пресс-релизе ассоциации.
Кроме того, в РОАД обратили внимание на мировой опыт выхода автобрендов с локальных рынков.
«К примеру, о планах Chevrolet по прекращению продаж в Европе с января 2016 года официальные дилеры марки были проинформированы еще в 2012 году,
— отмечают в РОАД. — Большинство дилеров Chevrolet и Opel в России получили информацию об уходе марок из СМИ, до сих пор официальные документы от автопроизводителя не получены. На наш взгляд, данная ситуация недопустима для цивилизованного рынка».
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов полагает, что решение GM было в первую очередь продиктовано политическими отношениями между США и Россией. «Не исключаю, что правительство США могло надавить на руководство концерна», — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Удалов. — Ведь если отбросить политику, очевидно, что концерн продавал в России достаточно много автомобилей, занимался локализацией производства, выпускал глобальные модели, что удешевляло их себестоимость. У марок Opel и Chevrolet были хорошие перспективы в России, и они вполне могли бы переждать кризис».
Собеседник отметил, что решение концерна уйти из России стало неожиданностью для всех экспертов и участников авторынка. «Все ожидали, что наш рынок могут покинуть небольшие компании, например Honda, которые экспортируют машины в Россию и для которых этот рынок не является приоритетным», — пояснил Удалов.
То, что кто-то из автопроизводителей уйдет из России, было очевидно, но подозрения относились в основном к «мелким» импортерам, — рассказал «Газете.Ru» управляющий партнер EU Russia Иван Бончев. — Поэтому решение GM — крупного игрока, имеющего производство в России и достаточно осторожно работающего на этом рынке в партнерстве с другими компаниями, — стало своеобразным сигналом о том, что кризис будет долгим».
SsangYong
Уже спустя несколько часов после официального заявления GM южнокорейский бренд SsangYong также объявил о прекращении поставок машин в Россию из-за ослабления рубля. В компании уверили, что марка не уходит из России и продолжит собирать две модели на заводе во Владивостоке. Полностью вернуться на российский рынок, до недавнего времени являвшийся для бренда крупнейшим, «корейцы» могут после стабилизации экономической ситуации.
Peugeot и Citroën
Участники рынка и эксперты уже начали предрекать аналогичную судьбу и французским маркам — Peugeot и Citroën, которые просели в феврале по продажам на 84 и 83% соответственно, то есть примерно в шесть раз. Однако в Citroën опровергли слухи о возможном уходе. В компании заявили, что российский рынок является для них стратегически важным, поэтому в условиях сложной экономической ситуации и значительного сокращения российского автомобильного рынка они готовы пойти на беспрецедентные шаги, предложив потребителям новые условия кредитования. Согласно опубликованному в пятницу пресс-релизу, Citroën будет продавать седан Citroёn С4 в кредит со ставкой 0% на срок 12 или 24 месяца, а при покупке автомобиля в кредит на срок 36, 48 и 60 — по кредитной ставке 5,5%.
Стоит отметить, что в недавнем интервью «Газете.Ru» гендиректор группы PSA Peugeot Citroën в России и странах СНГ Кристоф Бержеран заявил, что из 30 предлагаемых сегодня в России моделей обоих брендов вскоре останется 15–20. Кроме того, для сохранения дилерской сети группа решила позволить дистрибьюторам выставлять в автосалонах автомобили других марок.
Сокращение продаж бренда Ford, значительно превышающее общее падение российского авторынка, привело к появлению в экспертной среде мнений о возможном уходе из России и этой марки. Сегодня на совместных предприятиях Ford Sollers осуществляется производство моделей нескольких моделей, в том числе и лидеров продаж - моделей Focus и Mondeo.
В представительстве Ford Sollers «Газете.Ru» подтвердили свои долгосрочные планы развития бизнеса в России, а также заявили о готовности оказать поддержку клиентам брендов, покидающих рынок.
«Компания предложит дополнительную экономию в 50 тыс. руб. клиентам, приобретающим любой новый Ford и сдающим в счет оплаты подержанный автомобиль любого бренда, прекратившего свою деятельность в России»,
— рассказали в Ford Sollers. — Кроме того, мы планируем расширить свое присутствие в регионах путем сотрудничества с существующими дилерскими центрами брендов, уходящих с рынка, и приложить усилия, чтобы предоставить новые возможности как бизнесу, так и специалистам по продажам.
В представительстве холдинга также подчеркнули, что в этом году Ford Sollers выведет на рынок четыре новые модели и откроет новый завод по производству двигателей в Татарстане, что позволит существенно повысить уровень локализации продукции.
Honda
Среди других японских марок, импортирующих машины в Россию, наибольший спад продаж отмечается у Honda. Так, в прошлом месяце было продано всего 252 автомобиля, что на 90% меньше, чем в феврале прошлого года. С начала года продажи марки просели уже на 86%.
Пытаясь минимизировать ущерб, компания приняла решение убрать с российского рынка две менее популярные модели — Civic и Accord.
В то же время «японцы» заявляют о намерении остаться в России и готовятся к обновлению в этом году двух оставшихся моделей кроссовера CR-V и внедорожника Pilot. «Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, Honda не собирается покидать российский рынок. В настоящий момент компания работает в штатном режиме», — заявили в пятницу представители марки в России.
Suzuki
Серьезное сокращение объемов реализации отмечается и еще у одного японского производителя — Suzuki, также не имеющего в России сборочного производства. В прошлом месяце компания продала в России 416 автомобилей, что на 76% меньше, чем было реализовано в феврале 2014-го.
Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе российского офиса Suzuki, компания намерена продолжить свою деятельность на российском рынке, невзирая на сложные для автомобильной отрасли условия. «Несмотря на то что экономика России переживает сейчас непростые времена, мы в Suzuki продолжаем верить в потенциал российского автомобильного рынка. Россия по-прежнему остается для Suzuki одним из приоритетных рынков. Как и прежде, в России Suzuki будет делать упор на развитие SUV-сегмента. В этом году мы представим новый автомобиль Vitara, унаследовавший все преимущества этой легендарной серии. Новая модель будет доступна на российском рынке уже в августе, и мы надеемся, что она станет флагманом нашей линейки», — рассказали в российском представительстве японской марки.
Чтобы привлечь покупателей, японцы недавно объявили о внушительной скидке на свою основную модель кроссовер NEW SX4: до конца марта он будет стоить на 30% дешевле и покупатели смогут сэкономить до 490 тыс. руб.
Subaru
В Subaru, которая поставляет все свои машины напрямую из Японии и сильно зависит от курса рубля, в пятницу сообщили, что никаких изменений в деятельности компании не предвидится. «Ни о каком сворачивании деятельности речи не идет, мы будем выполнять то, что запланировали. Во второй половине года мы представим на рынке обновленный Outback», — рассказали «Газете.Ru» в российском представительстве компании.
Mitsubishi
В компании Mitsubishi, российские продажи которой сократились в феврале на 51%, также не планируют сокращения модельного ряда или приостановок производства.
«Мы работаем по плану. Никаких сокращений ни в самой компании, ни на производстве у нас нет и не предвидится. Все модели продаются, включая электронаправление, — рассказали «Газете.Ru» в российском офисе Mitsubishi. — Дефицита моделей также нет. В апреле начнутся продажи обновленного Outlander, а в начале осени на рынок выйдет новый L200. В 2016 году ожидается рестайлинг Pajero Sport».
Chery
Китайская марка Chery, которая производит две свои самые популярные модели на заводе в Черкесске, потеряла в продажах в феврале 76%, а с начала месяца спрос на автомобили этого бренда упал на 72%. Уровень локализации сборки у компании составляет 25%. Таким образом, валютная составляющая производства весьма высока.
Однако, как отмечают в пресс-службе российского офиса Chery, компания не только не собирается покидать российский рынок, но и не считает необходимым приостанавливать поставки непопулярных моделей.
«Осенью мы привезем в России новую модель — кроссовер Tiggo 3, которая также будет собираться в «Дервейсе», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Chery Евгения Никитена-Кацарская. Что касается планов в целом, то мы намерены повышать уровень локализации и расширять модельный ряд, делая упор на сегмент кроссоверов.
По словам собеседницы, в компании рассматривают возможность дотации российскому офису в том, случае, если падение продаж будет продолжаться. «Компания большая, поэтому такой путь возможен с учетом того, что российский рынок является для Chery наиболее приоритетным среди зарубежных», — подчеркнула представитель марки.
В похожей ситуации оказались и другие бренды из Поднебесной: Geely, Lifan и Great Wall, которые также собирают некоторые свои модели на «Дервейсе». У всех марок продажи в феврале сократились более чем в два раза.
Напомним, что в 2008 году, в разгар экономического кризиса, многие китайские марки предпочли покинуть российский авторынок. Так, поставки автомобилей прекратили бренды Hafei, Changfeng, Landwind и JMC.
Правительство не видит тенденции
В правительстве РФ уход GM связали с проигранной конкурентной борьбой.
«Чем меньше уровень локализации, тем сложнее выдерживать конкуренцию на рынке, — прокомментировал уход американского автогиганта глава Минпромторга Денис Мантуров. — Что касается GM, то это ошибка изначальная в стратегии компании, в части модельного ряда и уровня локализации. 25% [уровень локализации] — естественно, при сегодняшнем курсе рубля к иностранной валюте невозможность конкурировать с южнокорейскими компаниями, которые свой уровень локализации уже подняли свыше 50%».
Ведомство пока не наблюдает тенденций для ухода других мировых автоконцернов из России. «Все зависит от того, как будет складываться автомобильный рынок до конца года. Мы пока таких тенденций не наблюдаем», — сказал он.
Мантуров также спрогнозировал, что рост продаж новых машин в России может начаться уже в следующем году.
Подержанные Opel и Chevrolet могут подорожать
Ситуация с уходом ряда брендов напрямую отразится и на вторичном рынке, уверен гендиректор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.
«Во-первых, спрос на подержанные машины уходящих брендов, в частности Chevrolet и Opel, определенно возрастет. Многие люди настроились на покупку автомобилей именно этих марок и просто переключат внимание на вторичный рынок, — рассказал он «Газете.Ru». —
Во-вторых, люди, уже владеющие Opel и Chevrolet возрастом до трех лет, могут рассчитывать на то, что цены на них не будут падать или даже подрастут — эти модели можно будет продавать почти как эксклюзивные, ведь новых машин уже не будет.
В-третьих, я думаю, что сам уход GM — временный. Это слишком большой концерн, и он не может уйти навсегда. Нечто подобное мы наблюдали в прошлый кризис, в 2009 году, когда многие «японцы» просто приостановили выпуск автомобилей. Поэтому сейчас в продаже такие найти достаточно трудно — либо 2008-й, либо 2010-й, когда все они полноценно вернулись на рынок».
По мнению эксперта, в целом цены на подержанные машины в ближайшее время будут снижаться. «Мы уже видим, что цены начинают корректироваться вниз. Люди заломили цены, но не могут по ним ничего не продать — активности покупательской нет. Поэтому ценники будут снижаться, но до уровня цен лета 2014 года они, скорее всего, все-таки не вернутся», — отметил Еременко.