Крупнейший американский автогигант General Motors в среду объявил о радикальной смене своей бизнес-стратегии в России. Принадлежащий GM немецкий бренд Opel полностью уйдет с отечественного рынка, а марка Chevrolet лишится самых массовых моделей.
Известие о предстоящих изменениях в российском подразделении GM пришло из Детройта, где расположена штаб-квартира корпорации.
GM сворачивает бизнес в России
Как говорится в официальном сообщении GM, компания минимизирует свое присутствие в России, сфокусировавшись лишь на премиальном сегменте.
Таким образом, в России у GM останется лишь бренд Cadillac и три известные, но не очень популярные модели Chevrolet — спорткары Corvette и Camaro, а также внедорожник Tahoe.
«Изменение нашей бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем, — прокомментировал ситуацию президент GM Дэн Амманн. — Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой».
В свою очередь генеральный директор Opel Group Карл Томас Нойманн посетовал, что автомобили бренда, которые собираются в России, не обладают достаточным уровнем локализации, «а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации».
Ожидается, что немецкая марка полностью покинет российский рынок в декабре 2015 года.
Напомним, что в конце 2014 года General Motors категорически отверг слухи о возможном закрытии своего предприятия в Санкт-Петербурге. Глава пресс-службы GM Сергей Лепнухов отмечал, что на заводе под Санкт-Петербургом собираются стратегически важные для компании модели — это Opel Astra и Chevrolet Cruze.
«С 5 ноября мы работаем в одну смену, но завод работает, все в порядке», — заявлял Лепнухов «Газете.Ru».
«Завод GM Auto в Санкт-Петербурге прекратит производство автомобилей в середине 2015 года. GM планирует законсервировать завод. Помимо этого, контрактная сборка автомобилей на ГАЗе прекратится в 2015 году», — заявили в GM в среду. Сегодня же стало известно, что в начале марта были собраны последние автомобили Opel и Chevrolet и на калининградском заводе «Автотор».
Крупное автосборочное предприятие в Шушарах стало одним из первых подобных производств в России — оно действует с конца 2008 года. В его строительство было вложено $300 млн. До последнего времени завод собирал в режиме полного цикла Chevrolet Cruze и Opel Astra. Крупноузловым методом завод собирает Chevrolet TrailBlazer, а также ряд моделей Cadillac. При этом сборка двух моделей в режиме полного цикла будет прекращена уже до конца недели.
В GM пообещали выполнить все обязательства перед российскими покупателями двух Chevrolet и Opel. В «плотной работе» со своей дилерской сетью компания определит дальнейшие шаги, которые обеспечат исполнение обязательств перед владельцами автомобилей на будущие годы.
«Мы можем заверить наших клиентов, что будем продолжать исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание. Мы хотим поблагодарить наших клиентов и дилеров за лояльность маркам Opel и Chevrolet», — заявил Карл Томас Нойманн.
Он признал, что убытки GM в России мешают компании впервые за десять лет сделать европейский бизнес корпорации прибыльным.
«Нам пришлось принять решительные меры в России, чтобы защитить наш бизнес. Мы подтверждаем нашу цель по возвращению прибыльности европейскому бизнесу GM в 2016 году и будем придерживаться наших долгосрочных целей, определенных в стратегии DRIVE! 2022», — заявил он. Согласно этой стратегии, к концу 2022 года GM планирует увеличить свою долю на европейском рынке до 8% и достичь прибыльности 5%.
Радикальные сокращения присутствия GM в России потребуют траты в $600 млн, причем уже в первом квартале 2015 года. Деньги пойдут на стимулирование продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.
При этом совместное предприятие GM-AvtoVAZ продолжит производить и продавать автомобиль Chevrolet Niva текущего поколения. Однако разработки обновленной версии, как стало известно на днях, приостановлены.
В дальнейшем GM рассчитывает серьезно улучшить позиции своего третьего бренда Cadillac.
«Рост в России бренда Cadillac, глобального премиального бренда GM, будет обусловлен большим количеством премьер новых моделей, которые состоятся в течение ближайших нескольких лет», — отметили в компании.
Реакция властей Санкт-Петербурга
Ситуацию с закрытием завода в Шушарах в среду прокомментировали власти Санкт-Петербурга.
Губернатор города Георгий Полтавченко распорядился проконтролировать ситуацию с занятостью сотрудников завода, которых в ближайшее время ждет сокращение.
«Губернатор поручил главе комитета по труду и занятости Дмитрию Чернейко взять ситуацию на контроль: очевидно, будет объявлено сокращение. Как бы ни складывалась ситуация, в правительстве надеются, что сокращение будет проходить в рамках действующего законодательства», — сообщил «Интерфаксу» пресс-секретарь Полтавченко Андрей Кибитов.
По его словам, в городе открыто порядка 55 тыс. вакансий, 80% из которых составляют вакансии на производстве. Власти уверены, что сотрудники завода смогут найти другую работу.
«Правительство и губернатор знают о решении General Motors. Мы понимаем, что оно принято из-за определенных экономических трудностей. Уровень продаж «Шевроле» и «Опелей» не устраивал компанию, продавались они не очень хорошо. В 2014 году завод четырежды объявлял о простое — это доказывает, что были сложности в реализации продукции», — отметил Кибитов.
При этом он заявил, что другие действующие в окрестностях Петербурга автозаводы не только не планируют останавливать конвейеры, но и наращивают объемы производства.
Рабочие GM требуют 18 окладов
В российском офисе GM сообщили, что сокращаемые рабочие, готовые уволиться по соглашению сторон, получат компенсацию в семь окладов. Между тем сами рабочие будут добиваться большего.
Член совета Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Петр Пренев рассказал «Газете.Ru», что в организации считают, что этой суммы будет недостаточно, и надеются получить до 18 окладов.
По информации МПРА, в зависимости от квалификационной сетки уровень зарплаты на предприятии колеблется от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
«До 30–31 марта у работников завода есть время все обдумать и сказать о своем решении — забрать семь окладов и уходить либо отказаться и увольняться по процедуре официального сокращения,
— рассказал Пренев. — В нынешней ситуации выгоднее будет именно последний вариант, в таком случае предусмотрено переобучение всех работников востребованным профессиям. Окончательное и официальное решение будет объявлено после собрания членов профсоюза. В настоящее время завод уже стоит».
По словам члена профсоюза, найти работу в автокластере в регионе в настоящее время практически невозможно.
«Nissan стоит до 31 марта, MAN, Scania также не принимают, о Ford и говорить нечего, поэтому сейчас работникам придется искать хоть какую-нибудь работу,
— рассказал Пренев. — Поэтому семь окладов при нынешней инфляции — это не социальная ответственность и поддержка, а отправка в нищету. А как нищие работники будут поднимать экономику? Это антисоциальные действия. По нормам ТК РФ работодатель должен был нас уведомить за три месяца до официального сокращения, но этого не произошло, никаких бумаг мы пока не получали».
Завод GM в последнее время работал с перебоями. В октябре 2014 года предприятие перешло на работу в одну смену. Еще до этого было объявлено о переносе срока ввода новых мощностей — в этом году GM планировал увеличить максимальную производительность завода с 98 тыс. до 230 тыс. автомобилей в год. При этом сокращения на заводе начались еще в прошлом году — до их начала в Шушарах трудились около 2 тыс. человек.
Дилеры готовятся к миллиардным убыткам
Вице-президент Российской ассоциации дилеров (РОАД) оценил общие потери частных инвесторов более чем в $0,5 млрд.
«Сегодня я пообщался с разными дилерами, и для монобрендовых дистрибьюторов произошедшее — это настоящая катастрофа, — говорит Петренко «Газете.Ru». — В России сейчас работает порядка 160 дилеров GM, получается, без работы останется порядка 16 тыс. человек, включая топ-менеджеров, которые привыкли получать высокую зарплату. И никто не будет компенсировать им никакие семь окладов. Инвестиции в постройку и обустройство каждого дилерского центра обходятся около 2,5–3 млн руб. Значит, общие инвестиции частных инвесторов достигли $0,5 млрд.
Это просто беспрецедентный случай для России, и все это закончится коллективным иском к компании GM. В мировой практике такие случае были, так BMW уже выплатил компенсации своим дилерам в Китае.
И РОАД станет той организацией, которая будет ставить эти вопросы перед GM».
По словам Петренко, пока все дилеры находятся в полной растерянности, однако никаких официальных бумаг от GM им не поступало.
«Пока только прошла телеконференция, было объявлено об уходе из России, дилерам даже не дали задать вопросов, — рассказал представитель РОАД. — Мы готовимся к череде банкротств, и никто не знает, что будет дальше, что будет со стоками».
Уход Opel может спровоцировать цепную реакцию
Руководитель аналитического департамента ФК AMarkets Артем Деев считает, что уход Opel из России будет долгосрочным.
«Уход General Motors с массового рынка, конечно, является шоком, — говорит Деев «Газете.Ru». — Но только в феврале продажи Opel и Chevrolet упали на 86 и 74% соответственно, что в принципе ставит продукцию в число лидеров антирейтинга по уровню спада продаж. В прошлом году GM неоднократно прибегал к приостановке производственных мощностей, расположенных в Калининграде и Санкт-Петербурге. Решение уйти с российского рынка обойдется компании дорого, поэтому очевидно, что уход Opel и массовых моделей Chevrolet из России не станет краткосрочным и не будет носить выжидательный характер».
Эксперт уверен, что крупные концерны перестали верить в восстановление автомобильного рынка в среднесрочной перспективе.
«Этот шаг вполне может спровоцировать цепную реакцию среди компаний с низким уровнем локализации производства, — говорит Деев «Газете.Ru». — Кто будет следующим, сказать сложно, поскольку оценка рисков у разных компаний проходит по-разному. Стоит обратить внимание на производителей, сориентированных на бюджетный сегмент с низким уровнем локализации. Последнее делает продукцию, произведенную с использованием крупноузловой сборки, крайне уязвимой в результате роста волатильности на валютном рынке».
В свою очередь директор по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что одной из причин ухода марки с рынка стали политические обстоятельства.
«Американские компании по сравнению с корейскими и европейскими сделали совсем небольшие инвестиции в Россию, — говорит Дацкив «Газете.Ru». — Об этом было больше разговоров, чем реальных дел. GM минимально присутствовал на рынке с североамериканскими брендами, тем же Cadillac, который продавался в крошечном объеме. Но при этом очень хорошие позиции занимал с Opel. Поэтому такой шаг оказался неожиданным. Если бы было полностью свернуто производство Cadillac, было бы более логично. С Chevrolet все также весьма неожиданно.
Это больше похоже на глобальные политические решения.
Не секрет, что американское правительство встречается с бизнесменами и рассказывает им свое видение будущего. Ведь не столь катастрофически сокращается рынок, чтобы закрывать заводы и уходить. Да, сокращение объема рынка до 1,35 млн с 1,5 млн единиц серьезно, но такие цифры мы видели и в прошлые кризисные годы, поэтому можно было бы и остаться».
Цены на подержанные Opel и Chevrolet пойдут вниз
Эксперт уверен, что проблем с гарантийным обслуживанием Opel не возникнет, однако полагает, что на вторичном рынке автомобили заметно потеряют в цене.
«Беспокоиться придется тем, кто будет в дальнейшем продавать Opel на вторичном рынке, цены на автомобили пойдут вниз, — говорит Дацкив. — С точки зрения сервиса и запчастей переживать не стоит. Те дилеры, которые не будут продавать новые автомобили этих брендов, будут обслуживать уже проданные. Заработок они получают именно с этого направления. Концерн также в этом заинтересован, кроме того у него есть прописанные в контрактах обязательства перед клиентами».