Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон призвал членов комитета Союза машиностроителей России по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности предложить правительству повысить импортные пошлины на ввоз иномарок. Отметим, что сам Андерссон возглавил этот комитет некоторое время назад.
«Как иностранец я могу сказать, что
в некоторых случаях наша импортная пошлина слишком низкая», — заявил Андерссон. В качестве примера стран, где действуют более жесткие ввозные пошлины, он привел США, Бразилию и Китай, которые гораздо активнее защищают свою внутреннее производство.
Поясним, что в настоящее время в России размер ввозной пошлины на импортируемый автомобиль зависит от года выпуска и объема и типа двигателя. За ввоз иномарок без пробега или же возрастом не старше трех лет экспортеру придется заплатить таможенный сбор в размере 5 евро (но не более 0,1% от общей таможенной стоимости авто), а также налог, который высчитывается по единой ставке и составляет 1 евро на 1 см³ двигателя. При этом с августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Согласно условиям подписанных соглашений,
Россия должна была резко снизить пошлины на автомобили. В том же месяце они упали с 30 до 25%. В дальнейшем ввозные пошлины на автомобили должны быть снижены до 15%.
Между тем эксперты сходятся во мнении, что предлагаемая Андерссоном мера не поможет отечественному автопрому. Так, директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков считает, что повышение ввозных пошлин отрицательно отразится на российском рынке.
«К полному падению продаж это, скорее всего, не приведет, но возможны и иные риски, в виде исков в рамках ВТО к России от других членов организации по повышению пошлин на автомобили, — сказал Ерамаков «Газете.Ru». —
Повышение пошлин выгодно «АвтоВАЗу», но также выгоду получат и автопроизводители с моделями, сборка которых локализована на территории России».
В свою очередь, руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа уверен, что ввозные пошлины на автомобили для юридических лиц в России являются вполне адекватными и отвечают интересам отечественного автопрома. По его мнению, это подтверждает рост локализации производства на территории страны крупнейшими автоконцернами за последние 10 лет.
«До 90% автомобилей бюджетного и среднего сегмента, продаваемых в России, на ее территории производится или собирается, — говорит Кипа «Газете.Ru». — Именно локализация производства во многом стимулировала развитие самого «АвтоВАЗа» до наступления кризиса продаж на рынке. Повышение таможенных пошлин практически никак не скажется на уровне продаж «АвтоВАЗа».
Единственные конкуренты тольяттинского гиганта, которые могут от этого пострадать, — это китайские автопроизводители и корейский SsangYong, поскольку уровень локализации производства в России у них остается на низком уровне.
Впрочем, для упомянутых азиатских конкурентов «АвтоВАЗа» это не станет проблемой: корейские и китайские концерны сейчас находятся на низком старте и планируют осваивать российский рынок, в том числе и с помощью организации производства и сборки. Если говорить о таких конкурентах, как Volkswagen, Ford и Hyundai, то уровень локализации их производства находится на таком уровне, что рост пошлин на ввоз новых автомобилей для них пройдет без последствий. У Renault и Nissan с этим все тоже в полном порядке. Поэтому надежды на то, что ввозные пошлины способны поднять уровень продаж Lada, сильно завышены».
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов сомневается, что ввозные пошлины на иномарки будут повышены, и уверен, что действующих в настоящее защитных мер в отношении отечественного автопрома вполне достаточно.
«Уже действует согласованный с ВТО график снижения таможенных пошлин, и я думаю, что Россия не будет от него отказываться, — говорит Рожков «Газете.Ru». — Кроме того, в России уже есть такая мера защиты, как утилизационный сбор, который компенсируется всем автопредприятиям, работающим в России, а импортерам приходится его платить. Поэтому с учетом довольно высоких таможенных пошлин отечественный авторынок сейчас хорошо защищен от масштабного импорта».
Эксперт уверен, что предлагаемая Андерссоном мера не сможет решить проблему.
«Многие бренды, которые ввозят автомобили и показывают положительную динамику, как Mercedes-Benz, занимают особый нишевый сегмент, и даже если таможенные пошлины будут повышены, то на положении отечественных брендов такой шаг никак не отразится, — считает Беспалов.
— У импортируемых автомобилей есть свой покупатель, который не перейдет на те машины, которые производятся в России».
Аналитик «ИФК Метрополь» Андрей Рожков уверен, что предлагаемая мера малоэффективна, поскольку объем импорта иномарок составляет порядка 20% от российского рынка новых автомобилей.
«Главным образом ввозятся дорогие иномарки премиум- и бизнес-класса, выпуск которых в России малоприбылен в силу низких объемов производства, — говорит Рожков «Газете.Ru». — Поэтому для бюджетного сегмента, к которому относится марка Lada, эта мера ничего не даст».
Эксперт уверен, что поднять ввозные пошлины в рамках действующих соглашений с ВТО невозможно.
«При вступлении России в ВТО велись долгие переговоры по размеру пошлин и механизму их установления. Каждый год они должны постепенно снижаться, и график их снижения был согласован в рамках присоединения к ВТО. Я думаю, что в одностороннем порядке сделать это невозможно. Не исключаю, что этого можно добиться путем переговоров, но на это уйдут годы».
Между тем защищать отечественный автопром от «иноземцев» с помощью пошлин, возможно, даже не придется. В среду стало известно о фактическом уходе с российского рынка американской корпорации General Motors, которая владеет брендами Chevrolet, Opel и Cadillac. Немецкая марка уйдет с рынка полностью, а у «Шевроле» останется только немногочисленный сегмент премиальных моделей — Camaro, Corvette и Tahoe. Чем вызваны столь радикальные шаги GM и кто из производителей может стать следующим, читайте на страницах «Газеты.Ru» в ближайшее время.