Потребители решили идти пешком

До 27% выросло число россиян, готовых отложить покупку новой машины из-за высоких цен

Из-за экономического кризиса в России от приобретения новых машин могут отказаться 27% потенциальных покупателей. Еще 14% россиян готовы купить подержанный автомобиль вместо нового. Согласно результатам опроса, главная причина, по которой потребители не хотят идти в автосалоны за новыми машинами, — завышенные цены.

Экономический кризис существенно повлиял на планы потенциальных покупателей автомобилей. Так, почти треть российских потребителей, которые ранее планировали приобрести машину в текущем году, намерены отложить покупку. Кроме того, растет число потенциальных покупателей, которые в связи с кризисом стали рассматривать вариант приобретения подержанного автомобиля вместо нового. Такие данные нового исследования, в котором приняли участие более 10 тыс. человек, приводит аналитическое агентство «Автостат».

В агентстве отмечают, что на желания автолюбителей в значительной степени повлияли события последних двух-трех месяцев в стране. Так, если в ноябре прошлого года о намерении отложить покупку новой машины или вовсе отказаться от нее заявили 21% опрошенных, то в феврале 2015 года число таких потребителей выросло до 27% от общего количества опрошенных. Также с 10 до 14% выросло число потребителей, которые решили присмотреться к подержанным машинам в качестве альтернативы новым.

Тотальный рост цен на новые машины является самой частой причиной, по которой потребители отказываются от покупки, — 39% опрошенных считают цены завышенными, в связи с чем приняли решение в лучшем случае отложить покупку. Чуть менее популярной причиной стала нестабильная экономическая ситуация в стране – этот фактор назвали 36% респондентов.

Только для 11% потребителей причиной отказа от приобретения нового автомобиля стали слишком высокие ставки банков по кредитам. При этом стоит отметить, что в России примерно каждая вторая новая машина продается в кредит.

Среди прочих факторов, которые вынуждают россиян отказаться от покупки машины, — появившиеся в последние два-три месяца финансовые трудности (10%) и потеря работы (4%).

Кроме того, согласно данным исследования, 49% потенциальных клиентов автосалонов заявили о том, что в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года их финансовое положение ухудшилось.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отмечает, что столь низкая доля потребителей (11%), которые изменили свои планы по приобретению нового автомобиля из-за высоких ставок по кредитам, объясняется существующей в России культурой покупки машины без привлечения заемных средств. «Конечно, на российском рынке более 40% машин покупаются в кредит, — говорит Беспалов. — Но это совсем не много, если сравнивать с европейскими рынками, где в кредит приобретается около 80% машин. Кроме того, ситуация с ростом ставок сейчас не столь критична – многие банки аффилированы с продавцами, поэтому даже сегодня предлагают выгодные ставки по кредиту, которые ниже, чем в среднем по рынку».

При этом, по словам Беспалова, основное влияние на потребителя сегодня оказывает рост цен на новые машины. «При таких ценах многим потенциальным покупателям уже не важно, насколько повысили ставки по кредитам банки», — подчеркнул собеседник.

Эксперт также отметил, что

суммы, которую государство предварительно решило выделить на программу льготного автокредитования – 1,5 млрд рублей, вполне хватит, чтобы удовлетворить спрос 11% потенциальных покупателей, которых сегодня от сделки отталкивает стоимость кредита.

Гендиректор компании «ПодборАвто» Денис Еременко отмечает, что число людей, которые в последние месяцы отказались от идеи покупки новой машины в пользу подержанной, продолжит увеличиваться. «По нашим наблюдениям, рост за последние три месяца даже превышает 4%, о которых говорит исследование «Автостата», — рассказал «Газете.Ru» Еременко. —

Мы видим, что производители снижают цены на некоторые модели, пытаясь привлечь покупателей, но стоимость машин все равно остается высокой и продолжает отталкивать потребителей. В этой связи я думаю, что тенденция продолжится – все больше людей будут приходить на вторичный авторынок».

«Отношение российских автовладельцев к покупке нового автомобиля меняется. Люди начинают более рационально подходить к вопросу приобретения машины и оценивать свое финансовое положение», — резюмируют итоги исследования в «Автостате». По мнению аналитиков, рост числа потребителей, готовых отложить или даже отказаться от покупки автомобиля при ухудшении экономической ситуации в стране, также говорит и о насыщенности рынка.