Антикризисное одолжение

Автодилеры готовятся к запуску льготного автокредитования с 1 апреля

По данным «Газеты.Ru», крупнейшие российские автодилеры ведут активную подготовку к началу программы льготного автокредитования. Официально о такой мере поддержки автопрома пока не объявлено, но игроки рынка уверены, что правительство запустит ее с 1 апреля. В рамках программы Минпромторг установит фиксированную процентную ставку для банков в размере 14%.

Крупные автомобильные дилеры активно готовятся к старту новой программы льготного кредитования, по которой, как ожидается, будет выдано 200 тыс. автокредитов. На текущий момент Минпромторг РФ с помощью рабочей группы, состоящей из представителей дилерских сетей, окончательно определил некоторые параметры программы, которая призвана оживить ситуацию на стремительно сокращающемся российском авторынке.

По словам информированного источника «Газеты.Ru» в российском автобизнесе, дилеры начали подготовку к старту программы даже несмотря на то, что официально правительство РФ до сих пор о ней так и не объявило. Ранее ответственные чиновники Минпромторга лишь заявляли, что ее запуск возможен и рассматривается как один из вариантов улучшения продаж новых машин в стране.

«Все опасаются повторения ситуации 2013 года, когда о запуске программы объявили буквально за неделю, но никто не понимал, как по ней работать, и реально программа заработала только спустя два месяца после начала,

— поясняет собеседник. — Минпромторг на самом деле уже определился с размерами процентной ставки — она будет фиксированной и составит 12–14%. С банковским сектором параметры программы уже согласованы».

Сейчас ведущие дилерские сети уже начали подготовительные процедуры по выстраиванию договоренностей о сотрудничестве с банками, которые точно будут участвовать в программе. Речь идет о Сбербанке, Газпромбанке, «Райффайзене», «Росбанке» и других. До начала действия программы дилерам нужно успеть наладить весь документооборот, чтобы не потерять время после 1 апреля.

Что касается лимита, на который распространится программа, то окончательного решения по этому вопросу пока нет. Представители Ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) настаивают на 1,25 млн руб., а чиновники из Минпромторга намерены оставить ту цену, которая была в 2013 году — 750 тыс. руб., поскольку программа рассчитана прежде всего на поддержку отечественного автопрома, а большая часть его продукции легко укладывается в этот лимит. При этом, как рассказал «Газете.Ru» представитель одной из крупнейших в России дилерских сетей, на совещании с рабочей группой также звучало предложение вообще не вводить ограничение по цене.

При этом в вопросе субсидирования ставки рефинансирования будущие участники программы согласны даже на 50-процентную компенсацию, хотя в прошлый раз государство возмещало банкам 75% части ставки рефинансирования ЦБ.

Дату начала программы собеседник издания назвать не смог, но отметил, что скорее всего она действительно стартует с 1 апреля, как и заявлял на прошлой неделе президент РОАД Владимир Моженков.

Стоит отметить, что перечень марок, которые будут включены в программу, также пока не определен. Льготные условия кредитования в 2013 году распространялись на все автомобили, произведенные в России. Собеседник «Газеты.Ru» полагает, что в нынешнем варианте государство утвердит такие же условия.

Информацию источника о деталях введения программы подтвердил «Газете.Ru» вице-президент РОАД Андрей Петренко.

«Действительно, есть рабочая группа, которая вносит предложения по условиям, на которых возобновится программа, — говорит Петренко. —

Да, было выдвинуто предложение установить максимальную цену на автомобили, которые можно будет приобретать в кредит на льготных условиях, на уровне 1,25 млн руб., что аргументировалось тотальным повышением компаниями цен на новые машины.

Но что касается подготовки дилеров — я об этом не слышал. Более того, тот факт, что Минпромторг не дал никакой официальной информации, приводит к снижению потока покупателей сейчас — люди ждут. Понятно, что политика политикой и чиновники хотят выдавать «хорошую информацию» порционно, но авторынок без поддержки может вскоре упасть в три раза».

Напомним, что конце февраля этого года президент РОАД Владимр Моженков заявил, что Минпромторг запустит программу с 1 апреля, а продлится она в течение второго и третьего кварталов года. Всего, по словам Моженкова, по программе может быть выдано 200 тыс. льготных кредитов на срок до трех лет на приобретение автомобилей стоимостью 1–1,2 млн руб. Однако в Минпромторге тогда не подтвердили его слова.

Получить оперативный комментарий от представителей Минпромторга «Газете.Ru» в четверг не удалось.

Аналитик «ИФК Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что если задача профильного министерства состоит в том, чтобы поддержать компании, производящие машины в России, то повышать лимит цен, по которым можно купить автомобиль в кредит на льготных условиях, не имеет особого смысла. Но если речь идет о том, чтобы убрать этот лимит вообще, то тогда надо разрешать по программе покупать машины в том числе и импортного производства. Но смысл правительственной поддержки в таком случае теряется.

Эксперт считает, что фиксированная процентная ставка для банков — правильное решение с точки зрения потребителя.

«В 2013 году, когда ситуация в банковском секторе была стабильной, ставку по программе можно было не ограничивать, но в сегодняшних условиях это просто необходимо,

— поясняет Рожков. — Что касается возмещения государством банкам части ставки по кредитам, то тут Минпромторг может выбрать наиболее подходящий вариант. Например, вместо привязки к ставке рефинансирования ЦБ государство может возвращать банкам треть ключевой ставки ЦБ. Такие условия могут быть выгодны всем».

Напомним, что в 2013 году по программе потребителям было выдано около 280 тыс. льготных кредитов, а государство потратило на это 5,4 млрд руб.