Автопром будут спасать ежемесячно

Минпромторг хочет предоставить ежемесячное субсидирование российскому автопрому

В условиях обвального падения авторынка правительство нашло новый способ поддержать российских автопроизводителей. Чиновники хотят ввести ежемесячные субсидии российским автопроизводителям вместо ежеквартальных. Выделяемые средства запретят конвертировать в другую валюту. Эксперты положительно оценивают такое решение, но отмечают: авторынку эта мера не поможет.

Пытаясь сгладить последствия глубокого кризиса российского авторынка, правительство подготовило проект изменений в правила субсидирования российским автопроизводителям затрат на выпуск и поддержку гарантийных обязательств для автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5». Соответствующий проект постановления правительства, проходящий сейчас антикоррупционную экспертизу, был размещен на портале regulation.gov.ru.

Среди главных новшеств — замена ежеквартальных субсидий автопроизводителям на ежемесячные, запрет на конвертацию полученных субсидий в иностранную валюту, а также введение единого размера субсидий для всех производителей.

«Это позволит уменьшить финансовую нагрузку на российских производителей в условиях падения спроса на продукцию автомобилестроения, а также позволит снизить социальную напряженность и падение уровня занятости в отрасли, сохранив рабочие места на предприятиях автомобилестроения и в смежных отраслях»,

— говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Еще одной причиной необходимости внесения изменений в правила предоставления субсидий в Минпромторге называют вступление в силу техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

По существующим на сегодняшний день правилам, максимальные размеры субсидий различались для производителей в зависимости от расположения производственных мощностей. Так, например, производители в Дальневосточном федеральном округе могли рассчитывать на больший размер субсидируемых затрат. Кроме того, на размер выплат влияла и доля транспортных средств определенной категории в общем объеме производства компании в России.

Теперь чиновники предлагают установить единый предельный размер субсидируемых затрат «в целях недопущения искажения конкурентной среды между производителями».

Так, для легковых автомобилей с двигателем объемом до 2 л экологического класса «Евро-4» выплата составит 24 тыс. руб. на каждую машину, а с «Евро-5» — 26 тыс. руб. Затраты на производство и гарантийное обслуживание машин с двигателем объемом свыше 2 л будет предусматривать субсидии в 40 тыс. и 45 тыс. руб. в зависимости от класса. Такие же лимиты могут быть установлены и для внедорожных легковых и грузовых автомобилей массой не более 3,5 т.

Также чиновники предложили установить и предельные размеры субсидируемых затрат на содержание рабочих мест. Если количество произведенных предприятием легковых автомобилей в течение года не превышает 4,1 тыс. единиц, то максимальная сумма субсидии будет составлять 50 млн руб.; от 4,1 тыс. до 8,3 тыс. единиц — 125 млн руб.; от 8,3 тыс. до 16,6 тыс. единиц — 250 млн руб.; от 16,6 тыс. до 33 тыс. единиц — 333,4 млн руб.; свыше 33 тыс. единиц — 666,7 млн руб.

Ежеквартальную схему выделения автопроизводителям субсидий в Минпромторге предлагают заменить ежемесячной, чтобы облегчить финансовую нагрузку на производителей.

«Возникла необходимость увеличения частоты выплат производителям с ежеквартальной на ежемесячную без увеличения объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минпромторгу России на указанное мероприятие», — отмечается в тексте пояснительной записки к документу. Соответственно, в случае изменений в периоде предоставления субсидий на ежемесячный предельные размеры затрат и количество произведенных за отчетный период автомобилей сократят в три раза.

Как поясняют чиновники, это нововведение предлагается в качестве меры оперативного реагирования на негативные тенденции внутреннего авторынка.

«Из-за резкого снижения покупательной способности физических и юридических лиц увеличились риски остановки или полного прекращения производства на крупнейших предприятиях отрасли автомобилестроения», — отмечают авторы проекта в пояснительной записке.

Кроме того, для автопроизводителей может быть введен запрет на конвертацию субсидий в иностранные валюты, а также ужесточатся требования к подаче заявлений в Минпромторг на получение субсидий.

Эксперты к предложениям Минпромторга относятся положительно, но отмечают, что улучшение финансовых условий производителей никак не повлияет на изменение негативных тенденций на авторынке.

Так, директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков отмечает, что изменение условий выдачи субсидий будет положительно оценено со стороны автопроизводителей и способно поддержать их в период финансового кризиса. «Однако в большей степени автомобильные компании надеются на запуск программы льготного автокредитования. «Авторынок ждет возобновления этой программы льготного кредитования уже достаточно длительный срок, — рассказал «Газете.Ru» Ермаков. — После досрочного завершения программы в конце 2013 года автодилеры не раз обращались к правительству с предложениями запустить ее вновь. Эта мера поддержки, безусловно, сможет оживить рынок, ускоривший по итогам продаж в феврале падение. Что касается процентной ставки, то она может быть на уровне 13–15% годовых, что значительно выгоднее условий, предлагаемых сегодня большинством крупнейших банков».

«Эти субсидии призваны компенсировать производителям затраты на уплату утилизационного сбора, — пояснил «Газете.Ru» аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов. — Была выбрана такая форма компенсации, не нарушающая правил ВТО.

Изменения в условиях субсидирования, конечно, немного помогут производителям в финансовом плане с точки зрения оборотного капитала, но не более того: на рынок это никак не повлияет».

Эксперт также согласен с тем, что реальная помощь авторынку может быть достигнута введением программы льготного автокредитования. «Эта тема обсуждается в последнее время очень активно, так что не исключено, что программу действительно вернут в ближайшее время. Даже звучала сумма, которую правительство якобы выделит на программу, — 2 млрд руб. Но самое главное, что чиновники планируют ограничить процентную ставку. Это не позволит кредиторам повышать ее, нивелируя эффект от программы. Но даже возвращение льготного кредитования не сможет вывести рынок в плюс, хотя однозначно положительно скажется на объемах продаж», — говорит Беспалов.

Напомним, что помимо действующей сейчас программы утилизации правительство может в ближайшие дни принять решение о возобновлении программы льготного автокредитования. Официально об этом объявлено пока не было, но, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), программа может быть согласована и запущена уже с 1 апреля.