Кризис докатился до премиум-класса

Российский авторынок в феврале сократился почти на 38%

Мрачные прогнозы аналитиков относительно российского авторынка начали сбываться — в феврале продажи новых машин рухнули на 38%. Участники рынка надеются на укрепления курса рубля, что позволит производителям снизить цены и оживить спрос, а также на государственные программы помощи отрасли. При этом все эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие месяцы авторынок все равно продолжит падение.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в феврале 2015 года сократились на 37,9%, или на 78 228 единиц, по сравнению с февралем 2014 года. Общее падение продаж в этом году за два месяца составило уже 32,1%. Такие данные приводит в ежемесячном отчете комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Лидер продаж на российском авторынке — «АвтоВАЗ» — реализовал в прошлом месяца 23,64 тыс. автомобилей Lada, что на 23% меньше, чем в прошлом феврале. Спрос на автомобили идущих следом по уровню популярности южнокорейских марок Hyundai (13,2 тыс. единиц) и Kia ( 12,5 тыс. единиц) сократился менее заметно – на 5 и 6% соответственно.

А вот по партнерам «АвтоВАЗа» по альянсу — брендам Nissan и Renault — кризис ударил весьма ощутимо. Продажи идущей на четвертом месте японской марки в феврале сократились на 45% и составили 9,4 тыс. машин, а французский бренд потерял 46% от показателя прошлого года, реализовав 9,1 тыс. автомобилей.

Компании Toyota (7,1 тыс. единиц) и Volkswagen (5,8 тыс. единиц), занимающие шестое и седьмое места в рейтинге АЕБ, также резко просели в продажах – на 40 и 49% соответственно. Спрос на автомобили марки Skoda упал в прошлом месяце менее ощутимо — на 12%, до 5,6 тыс. единиц.

Благодаря масштабному обвалу у конкурентов, в топ-10 рейтинга продаж в феврале неожиданно оказалась премиум-марка BMW, занимающая обычно места во второй десятке.

Продажи бренда в феврале составили 3,5 тыс. единиц, что больше показателя аналогичного месяца прошлого года на 6%. Закрепился в верхней части рейтинга еще одни премиум-бренд — Mercedes (4,1 тыс. единиц и +18%), который по результатам продаж в прошлом месяце смог подняться на девятое место.

Из всех представленных в России автокомпаний, помимо Mercedes-Benz и BMW, рост продаж в феврале зафиксирован только у двух других премиум-брендов: Lexus (791 единица и +11%) и Porsche (318 единиц и +119%).

Огромные потери понесли марки, не имеющие производства в России. Так, например, наиболее существенное падение продаж произошло у Honda (252 единицы и -90%), Suzuki (416 единиц и -76%), Ssang Yong (561 единица и -72%), Geely (681 единица и -60%) и прочих марок.

Однако резкое сокращение спроса ощутили в прошлом месяце и те компании, которые имеют в России сборочные мощности: Peugeot (377 единиц и -84%), Citroen (380 единиц и -83%), Ford (1,4 тыс. единиц и -78%), Chevrolet (3,2 тыс. единиц и -74%) и прочие.

В модельном рейтинге продаж в феврале также произошло несколько перестановок. Так, из десятки выпали модели Volkswagen Polo, Nissan Almera, а также набиравшая популярность новая бюджетная модель Datsun on-DO. А вот Lada Largus (3,4 тыс. единиц), покидавшая топ в январе этого года, снова вернулась в него, заняв сразу пятую строчку. Новичками в списке десяти самых продаваемых моделей по итогам продаж в феврале стали недавно обновленный седан Toyota Camry (9-е место, 2,7 тыс. единиц) и кроссовер Hyundai ix35 (10-е место, 2,6 тыс. единиц).

Бессменных лидеров рейтинга кризис не затронул – объемы продаж моделей Lada Granta (10,5 тыс. единиц) и Hyundai Solaris (8 тыс. единиц) сократились относительно прошлого года не столь существенно – менее чем на 700 единиц. В тройке лидеров по-прежнему остается модель Kia New Rio (6 тыс. единиц).

Кроме того, в десятке в феврале оказались такие модели, как Lada 4x4 (4-е место, 3,7 тыс. единиц) и Priora (8-е место, 2,7 тыс. единиц), Renault Logan (6-е место, 3,4 тыс. единиц) и Duster (7-е место, 2,9 тыс. единиц).

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отмечает, что хорошие макроэкономические новости, такие как стабилизация рубля, дают надежду на улучшение ситуации в отдаленной перспективе, однако до того момента участникам рынка понадобится терпение и выдержка.

«Сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль – только начало этого замедления.

Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна», — прогнозирует Шрайбер.

Заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Валерий Макеев согласен с тем, что февраль — это только начало серьезного падения продаж автомобилей. «Хочется верить, что ситуация, сложившаяся на рынке в 2009 году, не повторится, поскольку сейчас государство принимает разнообразные меры поддержки отрасли: продление программы утилизации и возобновление льготного автокредитования, — поделился с «Газетой.Ru» своими ожиданиями Макеев. —

Программа утилизации взбодрила авторынок в 2014 году, однако в январе — феврале отмечался спад продаж по программе, обусловленный тем, что часть производителей реально запустили ее только в феврале 2015 года».

Пытаясь сгладить резкое сокращение спроса, с учетом укрепления курса рубля, некоторые автопроизводители начали снижать в феврале цены на выборочные модели. Однако, по мнению директора дилерских центров «Mercedes-Benz Звезда Столицы» ГК «Рольф» Ольги Петровой, в среднесрочной перспективе цены на новые машины неминуемо будут расти дальше.

«Лучше рынка в феврале смотрятся продажи только премиальных брендов, а для многих марок массового сегмента ситуация близка к катастрофе,

— заявила «Газете.Ru» Петрова. — Основные факторы, которые продолжают влиять на снижение покупательской активности, – нестабильная экономическая ситуация, значительное подорожание автомобилей и повышение стоимости кредитов».

По словам собеседницы, меры правительства по субсидированию автокредитования могут в перспективе поддержать спрос, но дно падения авторынка еще впереди.

Директор по продажам дилерского центра Ford компании «Авилон Автомобильная группа» Михаил Кузьмин уверен, что дна достигли показатели продаж моделей Ford.

«У других брендов оно еще впереди, — говорит Кузьмин «Газете.Ru». — Что касается корейских брендов, то они готовы генерировать убытки за счет цены, чтобы захватывать долю рынка, так как для них это отличная возможность. Если говорить о ценах, то их стараются придержать те марки, для кого российский рынок имеет принципиально важное значение и кто готов генерировать убытки, чтобы сохранить или увеличить свою долю».

Аналитик «ИФК Метрополь» Андрей Рожков также полагает, что продажи новых машин будут падать и дальше. «Если рубль продолжит укрепляться, мы можем увидеть еще одну волну снижения цен на импортируемые и производимые в России модели — это окажет положительное влияние на спрос, — рассказал «Газете.Ru» Рожков. —

Однако серьезное уменьшение темпов падения рынка будет зависеть прежде всего от того, насколько быстро правительство одобрит и запустит программу льготного автокредитования».

Напомним, что, согласно прогнозу АЕБ, авторынок сократится в 2015 году на 24% и вернется к показателям 10-летней давности. В то же время многие автопроизводители предрекают, что по итогам года сокращение спроса на новые автомобили может превысить 50%.

В прошлый раз авторынок сократился так же сильно в 2009 году, когда было продано 1,46 млн новых машин — на 49% меньше, чем в 2008-м.