«Со временем российских автомобилей, по сути, не останется»

Иномарки увеличили долю в российском автопарке до 55% за 2014 год

Количество иномарок в России продолжает стремительно расти — за прошлый год их доля в автопарке страны превысила 55%. Эксперты отмечают, что тенденция будет продолжаться и постепенно российский парк легковых машин будет всего на 20% состоять из отечественных автомобилей марок Lada и «УАЗ».

Общее число легковых автомобилей в России на начало этого года превысило 40,8 млн единиц (без учета территории Крыма). Таким образом российский автопарк вырос за прошлый год на 1,5 млн машин. Увеличилась за этот период примерно на 2% и доля машин иностранных брендов, которая теперь составляет 55,4% от общего объема автопарка. Такие данные приводит в своем новом исследовании аналитическое агентство «Автостат».

Доля автомобилей иностранного производства, стоящих на учете в России, заметно выросла за последние несколько лет. Так, в 2007 году объем парка легковых автомобилей иностранных марок составлял 31,5% от общего количества зарегистрированных машин. В 2010 году этот показатель увеличился до 43% и продолжил постепенно расти в течение последних четырех лет.

По последним данным аналитиков, уже в 46 из 50 городов России с наиболее крупными автопарками доля иномарок превышает долю машин отечественного производства.

Традиционно лидирует по количеству зарегистрированных иномарок дальневосточный регион. Так, в городах Приморского края — Находке, Владивостоке и Уссурийске — число автомобилей иностранных брендов превышает 90% от объемов местных автопарков.

Среди городов, жители которых предпочитают иномарки машинам отечественных производителей, предсказуемо оказались Хабаровск (91,7%), Калининград (89,5%) и Иркутск (78,1%),

Москва и Санкт-Петербург оказались по этому показателю только на седьмом (76,1%) и восьмом (74,3%) месте соответственно.

При этом города ожидаемо заняли по итогам прошлого года первое и второе место по объему автопарков. В Москве на учете числятся 3,8 млн легковых автомобилей, а в Северной столице – более 1,6 млн.

Замыкают десятку городов по показателю доли иностранных автомобилей Сургут (74,1%) и Новосибирск (73,5%).

Что касается населенных пунктов, автопарк которых состоит в большей степени из отечественных машин, то это Тольятти, Ульяновск и Саратов, где доля иномарок составляет 33,4, 44 и 48,5% соответственно. Четвертым российским городом, в автопарке которого отечественные машины превалируют над зарубежными, стали Набережные Челны (46,1%).

В топ-10 городов с самыми крупными парками легковых автомобилей помимо Москвы и Санкт-Петербурга вошли Новосибирск (441 тыс., из которых 73,5% — иномарки), Екатеринбург (437,3 тыс. и 70,8%), Владивосток (422,6 тыс. и 93,4%), Самара (400,7 тыс. и 53,0%), Казань (365,2 тыс. и 63,1%), Нижний Новгород (342,9 тыс. и 64,9%), Омск (326,4 тыс. и 58,0%) и Ростов-на-Дону (321 тыс. и 64,8%).

Напомним, что согласно недавнему исследованию «Автостата», пятерка лидеров среди иномарок в российском автопарке выглядит следующим образом: Toyota Corolla (725 700 единиц), Ford Focus (634 200), Renault Logan (500 400), Chevrolet Niva (463 070), Daewoo Nexia (410 500). Среди отечественных автомобилей в российском автопарке лидируют такие модели, как Lada 2106 (1 790 600 единиц), Lada 2107 (1 755 100), Lada 2101 (980 900), Lada 4x4 (971 400) и Lada 2109 (886 100).

Гендиректор «Автостата» Сергей Целиков отмечает, что тренд роста доли иномарок в автопарке будет продолжаться.

«Со временем российских автомобилей вообще, по сути, не останется,

— рассказал «Газете.Ru» Целиков. — Уже сейчас автомобили Lada сложно называть российскими машинами. Тот же Largus построен на платформе Renault. Новые модели — Vesta и Х-RAY — тоже будут базироваться на иностранной платформе концерна Renault-Nissan. Сама марка Lada будет существовать и дальше, но из российского в ней останется только название».

«В долгосрочной перспективе структура российского автопарка будет постепенно приближаться к структуре продаж, в которой доля российских брендов Lada и «УАЗ» составляет менее 20% от общего объема рынка, — рассказал «Газете.Ru» аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

Эксперт отмечает, что внушительную часть автопарка пока составляют старые автомобили российского производства. «При этом срок их выбытия из автопарка значительно меньше, чем у иномарок, — говорит Беспалов. — Этот фактор также будет оказывать влияние на сохранение тенденции к сокращению доли машин российских марок в автопарке».