Автопроизводители, резко поднявшие цены на свои машины с приходом кризиса в прошлом году, вынуждены вновь перейти к политике их снижения. Причинами стало как укрепление рубля к курсу иностранных валют, так и рухнувший спрос на подорожавшие автомобили: россияне стали бойкотировать даже наиболее популярные модели. Ранее в беседе с корреспондентом издания «Газета.Ru» руководители крупнейших автокомпаний уверяли, что в случае укрепления рубля они обязательно снизят цены на модели. В частности, об этом говорили глава Kia Motors Rus Ким Сонг Хван и президент «ММС Рус» Такаи Наоя. «Газета.Ru» выяснила, какие автобренды уже снизили ценники и почему, а также то, какие машины могут подешеветь в ближайшее время.
Renault Duster: колебания курсов
С 19 февраля российское подразделение компании Renault снизило стоимость популярного кроссовера Duster на 3%.
Так, если Duster стоил от 609 тыс. руб., то сейчас цена базовой комплектации снизилась на 18 тыс. руб. и составила 590 тыс. руб.
Известно, что снижение цен не носит характер временного и распространяется на модели 2015 года выпуска. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Renault, снижение цены на Duster связано с валютными колебаниями на рынке. «У нас гибкая ценовая политика, которая может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения». Однако планы на ценовую политику в компании комментировать отказались.
Отметим, что, по данным объединения аудиторско-консалтинговых компаний PwC, с сентября прошлого года по февраль текущего цены на автомобили Renault повысились на 26%.
Opel: откат назад после резкого подорожания
Компания Opel также снизила стоимость своих автомобилей. Изначально программа «Специальные цены на автомобили Opel 2014 года выпуска» действовала до 28 февраля, однако, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании, акция продлена до 31 марта, «так как есть интерес покупателей».
Отметим, что в среднем цены снижены на 10–18%.
Так, стоимость базовой версии Opel Antara составляет 1 304 500 руб., Opel Insignia — 1 192 000 руб. (–230 тыс. руб.), Opel Mokka — 1 010 000 руб. (–150 тыс. руб.), Opel Meriva — 960 000 руб. (–140 тыс. руб.), Opel Zafira Tourer — 1 259 000 руб. (–135 тыс. руб.).
Самыми доступными моделями стали Opel Astra и Astra Family, стоимость которых составляет соответственно 799 900 руб. (–114 тыс. руб.) и 710 000 руб. (–155 900 руб.). Причиной снижения цен могло стать, в частности, резкое падение продаж автомобилей этой марки в январе текущего года. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в России были приобретены 1073 машины Opel — на 75% меньше, чем в январе 2014-го.
Daewoo: падение спроса
Компания Daewoo в России установила специальные цены на модели Matiz (от 299 тыс. рублей) и Gentra (от 419 тыс. рублей), об этом сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании. В настоящее время снижение цен проводится в рамках «антикризисного предложения» из-за резкого падения спроса.
«Цены удалось скорректировать в сторону снижения, так как поставщики компонентов нашли возможность предоставить более мягкие условия поставки комплектующих и оптимизировать их стоимость, — сообщили в пресс-службе. — Что будет дальше происходить с ценой на автомобили, зависит от общих условий рынка.
Peugeot: падение спроса
Из-за резкого спада спроса на автомобили Peugeot в прошлом году компания была вынуждена снизить цены на ряд своих моделей.
В итоге французские автомобили подешевели примерно на 200 тыс. руб. в зависимости от модели.
Кроме того, автопроизводитель участвует в программах trade-in и утилизации. Согласно ценам, опубликованным на сайте Peugeot, самый доступный седан Peugeot 408 стоит от 784 тыс. руб., цена кроссовера Peugeot 2008 стартует с 919 тыс. руб., а базовая версия Peugeot 3008 обойдется покупателям в 1 млн 209 тыс. руб. Новый хетчбэк Peugeot 308 стоит от 1 109 000 руб. — цена на эту модель не изменилась.
Между тем ряд компаний, чьи продажи на российском рынке далеки от желаемых цифр, не намерены бороться за покупателей при помощи снижения цен.
К примеру в Ford, чьи продажи по итогам 2014 года рухнули на 38%, сообщили «Газете.Ru», что планов по понижению цен у производителя нет.
Спасение дилеров и поддержание продаж
Вице-президент Российской ассоциации дилеров (РОАД) Андрей Петренко отмечает, что
стимулом для снижения цены в нынешних условиях может стать то обстоятельство, если автомобиль не покупают вообще либо продажи не оправдали заложенных ожиданий.
«В настоящее время на конкурентном рынке цена автомобиля — это та, по которой ее покупают, — говорит Петренко «Газете.Ru». — В случае с Renault Duster французы подстраховались на тот случай, что курс евро пойдет еще выше. Но рост европейской валюты по отношению к рублю в какой-то период остановился, поэтому они и подкорректировали цену. Если говорить про Daewoo, то если сейчас не продать автомобили 2012 года по любой цене, то потом сделать это уже не получится никогда. В случае с Opel можно сказать, что в конце прошлого года настолько подняли цены по отношению к остальным, что даже декабрьский ажиотаж обошел их стороной. В итоге им, конечно же, пришлось снизить планку».
По оценке эксперта, снизить цены будут вынуждены те автопроизводители, которые терпят катастрофические убытки. Это будет сделано для сохранения дилерской сети. Так произошло с Peugeot.
«Чтобы дилерская цель не развалилась, Peugeot пришлось таким образом поддержать своих дилеров, — говорит Петренко. — У них в Калуге свой завод, широкая сеть, и если она развалится, то реанимировать ее в прежнем объеме будет невозможно».
Рассуждая о тех производителях, которые потенциально могут снизить цены в ближайшее время, эксперт назвал корейские компании. Однако, по его словам, многое будет зависеть от их желания следовать своей стратегии захвата рынка в период кризиса.
Директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков уверен, что снижение цен связано больше с маркетинговым планом автопроизводителей.
«В конце 2014 года и начале этого года все производители, включая российских и иностранных с локализованным производством в России, заявляли о повышении цен на свою продукцию, — говорит Ермаков «Газете.Ru».
— На фоне резкой девальвации рубля многие автопроизводители закладывали в цену намного большие валютные риски.
Сейчас ситуация более или менее стабилизировалась, и появилась возможность заявить о снижении цен. Причины прежние: несмотря на все проблемы, связанные с волатильностью на валютном рынке, необходимо работать над ростом уровня продаж. Работать в убыток себе, конечно, никто не станет, но на определенные уступки сейчас идти необходимо».
В свою очередь, руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев считает, что вскоре вслед за Peugeot и Opel будут понижать цены и другие бренды, в частности Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz и Audi.
«Весьма опрометчиво со стороны автопроизводетилей задирать цены на товары длительного пользования тогда, когда покупательские возможности населения падают, — говорит Деев «Газете.Ru».
— При адекватной ценовой политике дилеры все равно сохранят достаточные показатели рентабельности бизнеса. Разумеется, они не получат привычной сверхприбыли, но сейчас и не то время, чтобы гнаться за ней».
Напомним, что падение продаж новых машин в России по итогам 2014 года составило 10,3%, притом что в декабре благодаря обвалу рубля авторынок обновил абсолютный рекорд продаж. Прогноз на текущий год куда хуже: по оптимистичным ожиданиям, рынок обвалится на 24% и вернется к показателям 10-летней давности, а сами производители считают, что падение может превысить 50%.