«АвтоВАЗ» плодит убытки

Чистый убыток «АвтоВАЗа» в 2014 году составил 25,4 млрд рублей

Алина Распопова
Чистый убыток «АвтоВАЗа» по РСБУ вырос почти в четыре раза и достиг 25,4 млрд руб. по итогам 2014 года. Однако выручка компании составила 189,4 млрд руб., что на 8,1% выше, чем в 2013 году. Президент тольяттинского автогиганта намерен вывести компанию в операционную прибыль в текущем году, несмотря на кризис. Главные надежды возлагаются на запуск новых Lada Vesta и XRay.

Отечественный «АвтоВАЗ» объявил о финансовых результатах 2014 года по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ). Чистый убыток компании увеличился в 3,7 раза по сравнению с 2013 годом — автоконцерн потерял 25,4 млрд руб. При этом операционный убыток снизился и составил 5,7 млрд руб. Отрицательная операционная маржа составила 3%. На размер убытка, как отмечают в компании, повлияли расходы от курсовых разниц по валютным обязательствам и создание резервов под обесценение финансовых вложений. Также свою роль сыграло аннулирование сделки по продаже доли Волжского машиностроительного завода (ВМЗ).

При этом подтвержденный аудитом размер выручки «АвтоВАЗа» составил 189,4 млрд. руб., что на 8,1% выше, чем в 2013 году (175,2 млрд руб.).

Напомним, что в 2014 году компания произвела 575,1 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, из них 386,8 тыс. автомобилей Lada и 133,9 тыс. машин для альянса Renault-Nissan. Продажи автомобилей Lada составили 439,1 тыс. штук. Это на 17,9% меньше, чем в 2013 году. Однако, несмотря на общее снижение продаж «АвтоВАЗа», компания увеличила свою долю в сегменте автомобилей стоимостью ниже 600 тыс. руб. Весь сегмент просел на 30%, в то время как продажи Lada сократились на 15%. В итоге рыночная доля бренда в данном сегменте поднялась с 38 до 42%.

Опыт кризиса 2009 года

Последний раз соизмеримые потери «АвтоВАЗ» понес по итогам кризисного 2009 года. Тогда российский авторынок рухнул сразу на 49%, согласно оценке комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно бухгалтерской отчетности по МСФО за 2009 год, которую осуществили аудиторы компании Ernst&Young (EY),

чистый убыток за кризисный год составил 49,2 млрд руб. Для сравнения, за 2008 год убыток составил 24,7 млрд руб.

Тот год стал одним из худших за всю продолжительную историю существования предприятия. Руководству пришлось провести массовые сокращения служащих и в очередной раз обратиться к государству и иностранным инвесторам за финансовой поддержкой. Будущее тольяттинского автогиганта было более чем сумрачным — краткосрочные обязательства группы, включая существенную сумму задолженности, подлежащей выплате в 2010 году, превышали ее оборотные активы на 53 млрд руб. Эксперты EY в своем отчете высказали «серьезные сомнения в способности группы продолжать работу в качестве непрерывно функционирующего предприятия».

Выйти в прибыль в 2015-м

Однако в настоящее время глава «АвтоВАЗа» уверен, что результаты 2014 года не вносят никаких поправок в амбициозный план развития предприятия. Он намерен вывести предприятие на операционную прибыль уже в текущем году.

''На финансовые результаты повлияли главным образом не операционные факторы, — заявил президент компании Бу Андерссон. — Важно то, что полученный операционный убыток отражает трудные экономические условия, в которых сейчас находится Россия. Однако я рад, что мы добились улучшения ключевых операционных показателей. За год мы вдвое увеличили выработку автомобилей на одного работника, решили немало важных проблем и существенно улучшили показатели качества''.

По оценке главы предприятия, успешная реализация программы сокращения затрат помогла снизить операционный убыток 2014 года на 7,2 млрд руб.

«Программа оздоровления предприятия приносит результаты, — отметил Андерссон. — Мы не можем предсказать, как поведет себя рынок, но, будучи клиентоориентированной компанией с возросшими производственными показателями,

накануне запуска в этом году моделей Lada Vesta и Lada XRay «АвтоВАЗ» рассчитывает выйти на операционную прибыль по итогам 2015 года».

По словам главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, основное внимание в 2015 году будет сосредоточено на выпуске новых моделей автомобилей, востребованных рынком, за счет чего автоконцерн сможет нарастить объемы продаж.

''АвтоВАЗ», безусловно, является ключевым предприятием для автомобильной отрасли страны, — отметил Чемезов. — Несмотря на сложную экономическую ситуацию, компания продемонстрировала рост выручки в 2014 году и по-прежнему намерена увеличить долю на внутреннем рынке до 20%, выйти на уровень операционной прибыльности в 6% и обеспечить положительный свободный денежный поток».

Мнение экспертов

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов уверен, что по сравнению с прошлым кризисным 2009 годом тенденции на рынке совершенно разные. Он считает, что в нынешнем году «АвтоВАЗ» продемонстрирует существенное улучшение финансовых показателей.

«Прежде всего, хороших результатов удастся достичь благодаря программе повышения эффективности, которая была реализована в прошлом году, — говорит Беспалов «Газете.Ru». — Пока действие этой программы не было таким ощутимым, поскольку компания сокращала людей, выплачивала им компенсации. Но теперь мы в полной мере почувствуем положительный эффект. Конечно, многое будет зависеть от ситуации на авторынке, но я уверен, что в итоге они смогут сработать лучше рынка.

В прошлом году у «АвтоВАЗа» произошло обновление модельного ряда, в этом году также ожидается два новых автомобиля. Компания не очень страдает от девальвации рубля, поскольку у них достаточно высокий уровень локализации, кроме того, возрастет объем заказов от Renault-Nissan».

По оценке аналитика, планы Андерссона по выходу «в плюс» по операционной прибыли весьма реальны.

«Уровень локализации производства компании достигает 82%, — говорит Беспалов. — Конечно, в себестоимость автомобиля заложена некая валютная составляющая, которая вырастет под влиянием ослабления рубля, и это будет негативно сказываться на финансовых результатах. С другой стороны, в России работают автопроизводители, чей уровень локализации составляет, к примеру, 40%. И их расходы вырастут более ощутимо. Поэтому с точки зрения позиционирования на рынке и общей тенденции повышения цен «АвтоВАЗ» выигрывает очень сильно».

В свою очередь аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков обращает внимание на то, что операционный убыток «АвтоВАЗа» по итогам года снижается.

«На первый взгляд убыток 25,4 млрд руб. выглядит негативно, — говорит Рожков «Газете.Ru». — Большей частью он был сформирован не за счет основного бизнеса, а за счет переоценки инструментов, которыми компания пользуется для финансирования своей деятельности и различных сделок.

При этом операционный убыток по итогам 2014 года оказался ниже, чем в 2013-м. Именно этот показатель демонстрирует то, с какой эффективностью работает компания. Поэтому не стоит сильно драматизировать цифры.

Я уверен, что по итогам года большое количество компаний покажут сходные результаты, поскольку будут вынуждены переоценивать свои долговые обязательства, а многие из них получены в валюте».

Тем не менее намерение Андерссона вывести предприятие на 6-процентную операционную маржу эксперт называет «слишком оптимистичным».

«Получение операционной прибыли весьма вероятно, но сейчас рынок находится в начале года, и автомобильная отрасль сильно просела, и ближайшие месяцы также будут катастрофическими, — отмечает Рожков. — Но второе полугодие должно стать сильнее за счет улучшения ситуации с автокредитами и запуском новых моделей».