Россияне в прошлом году заметно сократили свои траты на новые автомобили. Несмотря на то что вслед за падением авторынка (минус 268 тыс. проданных машин), выручка компаний упала сразу на 18,1%, итоговые цифры все равно впечатляют — $60,8 млрд (из расчета 38,47 руб. за доллар). При этом в рублях объем рынка не снизился – новых машин было реализовано примерно на 2,3 трлн. Такие данные приводит в своем отчете аналитическое агентство «Автостат».
Отрицательная динамика по выручке зафиксирована в 2014 году у всех брендов из топ-25 рейтинга. Исключение составила только марка Mercedes-Benz (на втором месте в рейтинге, $4,6 млрд. — «Газета.Ru»), у которой доходы в валютном выражении увеличились на 0,9%. При этом у Mercedes оказалась и одна из самых высоких средних цен — почти $95 тыс. за машину (в топ-25 выше только у Porsche. — «Газета.Ru»).
Безоговорочным лидером по объему выручки стала по итогам года компания Toyota, клиенты которой оставили в автосалонах $6,6 млрд. При этом в 2014-м выручка Toyota упала на 7,9%.
На третьей позиции расположилась корейская KIA, выручка которой составила $4,1 млрд – это на 16,5% меньше, чем было в 2013-м.
Из отечественных производителей в первую десятку попала Lada. Российский бренд, уверенно лидирующий на рынке по объему продаж, по объему выручки в прошлом году занял только четвертое место. При средней стоимости автомобиля в $10 тыс. доходы производителя составили $4,1 млрд., что более чем на четверть (25,4%) ниже финансового результата 2013 года.
Также в топ-10 российского рынка вошли марки Nissan ($4 млрд и -12,7%), Hyundai ($3,6 млрд и -16,4%), Volkswagen ($3,4 млрд и -26,3%), Renault ($2,8 млрд и -21,7%), Mitsubishi ($2,6 млрд и -9,4%) и BMW ($2,4 млрд и -21,4%).
Аналитики отмечают, что за 2014 год более половины всей выручки на российском рынке – 63% — собрала первая десятка производителей.
Что касается 15 других наиболее крупных производителей, работающих в России, то все они также показали в прошлом году сокращение объемов выручки в достаточно широком диапазоне — от -1% у Mazda до - 41,6% у Ford.
Средняя долларовая стоимость автомобиля в 2014 году сократилась до $26 тыс. При этом в последние годы она росла: в 2013 году средняя цена составляла $27,8 тыс., а годом ранее — $27,3 тыс. Наиболее высокая средняя стоимость автомобиля в России – $132,8 тыс. — оказалась у Porsche, а самая низкая среди иномарок средняя стоимость зафиксирована у Renault – $14,7 тыс.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что в прошлом году больше всего пострадали бюджетные марки, что объясняется более низкой маржинальностью у них. «Соответственно, премиальные бренды не так сильно потеряли в доходах», — рассказал «Газете.Ru» Рожков.
Примечательно, что по объему продаж на российском рынке помимо Mercedes-Benz сделали шаг вперед еще более десятка автопроизводителей, например Nissan, Toyota, Mitsubishi, прибавили также и премиальные – Lexus, Infiniti, Porsche и другие. При этом валютная выручка выросла только у Mercedes. Рожков полагает, что это объясняется более адекватной политикой повышения компанией цен, а также увеличившимся во второй половине года интересом покупателей к более дорогим моделям и комплектациям, которых у Mercedes в линейке достаточно много.
Эксперт считает, что падение валютной выручки автопроизводителям в этом году гарантировано. «Будут падать продажи в целом, даже в бизнес-классе потребители начнут переориентироваться на более дешевые модели и комплектации», — говорит Рожков. –
Что касается рублевой выручки в 2015 году, то она может у одних компаний оказаться на уровне прошлого года, у других – ниже. При этом средняя рублевая цена на новые машины, естественно, будет расти.
Собеседник полагает, что у Lada средняя цена может вырасти в этом году преимущественно за счет вывода на рынок во втором полугодии более дорогих новых моделей.
«Это же может стать тем фактором, который позволит производителю закончить год с таким же показателем по общей выручке, как в 2014-м, — добавил Рожков.
Эксперт пояснил, что говорить на основании данных по выручке о том, какие убытки понесли компании, невозможно: «Тем не менее я полагаю, что импортирующие свои модели в Россию производители во втором полугодии 2014-го понесли серьезные убытки из-за падения курса рубля. В этой ситуации, боясь потерять свою долю рынка, они не могли индексировать цены в соответствии с тем, как обесценивался рубль».
Рожков также пояснил, что сегодня существует практика дотирования глобальными брендами производства на убыточных рынках, чтобы сохранить на нем свои позиции. «Свою прибыль они получают на других рынках», — уточняет эксперт.