В кризисный для российской экономики год автопроизводителям придется сосредоточиться не только на продажах, но и на максимальном снижении издержек. По прогнозам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский авторынок рухнет на 24% и вернется к показателям 10-летней давности.
Сами представители отрасли считают, что падение может превысить 50%. Участники рынка и руководители профсоюзов уверены, что для снижения своих расходов и оптимизации объемов производства автокомпании продолжат начавшуюся в 2014 году волну сокращений. Тогда о массовых увольнениях объявили в компаниях Ford Soller, General Motors, а рекордсменом стал отечественный «АвтоВАЗ». Руководитель предприятия швед Бу Андерссон на 33% сократил количество управленцев и на 20% — число простых рабочих. Другие марки также заметно сокращали кадры, однако сделали это без лишней огласки.
Мнение экспертов о том, что тренд продолжится и в новом году, уже подтвердили действия руководства «АвтоВАЗа»: в начале января компания продолжила чистку менеджеров и объявила о предстоящем сокращении еще 1,1 тыс. управленцев. Российский УАЗ также может сократить количество рабочих более чем на 2,4 тыс. человек уже с апреля 2015 года. Соответствующее уведомление было направлено в региональную службу занятости, говорится в материалах департамента занятости населения, труда и развития социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Однако в компании сообщили, что окончательное решение по данному вопросу пока не принято. На очереди, по оценке участников рынка, могут оказаться те предприятия, показатели продаж которых стремительно обвалились. Так, согласно статистике AEB, по итогам года заметно просели Peugeot (–38%), Ford (–38%), Citroen (–31%), Chevrolet (–29%), Opel (–20%), также ощутимо сдал позиции Volkswagen (–18%).
Решающим временем для всех автопроизводителей станет первый квартал 2015 года. Оценив первые результаты нового отчетного периода, топ-менеджеры компаний будут принимать решения о необходимых объемах и темпах производства. В этом уверен председатель профсоюзной организации завода Ford Алексей Этманов, прославившийся в 2000-x годах организацией активного противостояния рабочих с руководством предприятия.
«Безусловно, впереди нас ждет новая волна сокращений, — говорит Этманов «Газете.Ru». – Уже в конце февраля – марте все компании начнут делать первые выводы и будут принимать решения о сокращениях.
Сейчас идет переоценка мощностей, необходимости производства той продукции, которое ведется в настоящее время. Уровень продаж упал, и большинство работодателей, чтобы предвосхитить массовые протесты, предлагают сотрудникам уволиться по собственному желанию и получить зарплату в размере 4–6 окладов. Это составляет порядка 200–300 тыс. руб. в зависимости от компании. Многие сотрудники, устав от неопределенности, простоев, непонятного графика, действительно будут принимать эти предложения и уходить на другую работу, пусть требующую меньшей квалификации, но зато стабильную. Так происходит практически на всех заводах, за исключением тех, которые собирают китайскую и корейскую продукцию».
При этом Этманов обращает внимание, что в интересах автопроизводителей — максимально сохранить свой штат. По его мнению,
при выходе рынка из кризиса найти сотрудников труда не составит, однако компаниям придется заново вкладывать деньги в их обучение и подтяжку их навыков под свои стандарты.
«Что касается «АвтоВАЗа», то там проще всего найти, кого сократить, — говорит Этманов. — У каждого начальника было по несколько заместителей и целый парк личных водителей. То, что эта тенденция продолжается, означает, что тех, кто абсолютно не влияет на производство, еще не окончательно сократили.
Андерссон действует в традициях создания идеального производства в соответствии с лучшими системами. 15 уровней для принятия решения или контроля за качеством продукции уже не требуются.
Еще он будет работать над выводом непрофильных производств за пределы «АвтоВАЗа». В идеальной схеме все должно производиться поставщиками».
В свою очередь, председатель независимого профсоюза «АвтоВАЗ» Петр Золотарев сообщил «Газете.Ru», что решение о том, что на заводе будут сокращать не рабочих, а только управленческий персонал, было принято после проведения двух митингов.
«Нам стало известно о намерении сократить 1,1 тыс. руководителей, специалистов и служащих (РСиС), то есть 10% от всех сотрудников этой категории. При этом так называемые специалисты — это те же инженеры, они попадут под сокращение, — пояснил «Газете.Ru» Золотарев.
— Пока официального уведомления о сокращениях, как и предложений о возможных компенсациях, мы не получали. Если эти предложения поступят, то многое будет зависеть от позиции самих сотрудников, захотят ли они уходить. В начале этого года мы начали сбор подписей под требованием прекратить сокращения и увеличить заработную плату. Но пока их только 200 штук, а нам необходимо около 30 тыс., что составит 50% от числа всех сотрудников.
С тем, что первый квартал текущего года станет решающим при определении стратегии автопроизводителей, уверен и источник «Газеты.Ru» на предприятии в одном из самых «автомобильных» регионов России — Калужской области.
«Пока все ждут первых показателей, после этого будут приниматься решения о дальнейших планах по производству. При этом часть предприятий, из числа тех, что провели серьезные сокращения в прошлом году, могут избежать дальнейших потерь персонала».
Такую точку зрения поддержали в General Motors. В пресс-службе GM «Газете.Ru» сообщили, что сокращений в ближайшее время не планируют.
«Мы провели достаточные сокращения в конце 2014 года, — пояснили в пресс-службе GM. — Предлагали людям уйти по собственному желанию, предложив им несколько окладов, причем выплаты были сделаны без бюрократической волокиты.
Многие откликнулись, и в настоящее время количество сотрудников на заводе оптимально». В компании также согласились с мнением о том, что в нынешних условиях важно сохранить лучших специалистов и избежать их сокращений, поскольку в дальнейшем, при окончании кризиса, вновь найти квалифицированных сотрудников будет не так просто и компании пришлось бы вкладывать средства в их обучение.
Официальную позицию компании «Газете.Ru» подтвердил информированный источник, знакомый с ситуацией.
«Раньше в General Motors работали в две смены, теперь — в одну. Получается, что GM сократил минимум 40% своих сотрудников: из 1,8 тыс. человек осталось около 1 тыс., — сообщил источник. — Компания Ford производила продукцию в три смены, теперь — в одну. В итоге предприятие сократило свой штат почти на 60%: там работало 2,8 тыс. человек, сейчас — около 1,4 тыс. человек. В основном ушли те сотрудники, которые работали на сварке и сборке».
В компании Ford прокомментировать ситуацию с возможными сокращениями персонала отказались.
Источник в руководстве корейской KIA, в свою очередь, отметил, что в настоящее время штат компании и так невелик и сокращать его еще больше просто некуда.
В Volkswagen Group Rus «Газете.Ru» заявили, что внимательно следят за экономической ситуацией и адаптируют производство к потребностям рынка, пока планов по сокращению персонала в компании нет. Кроме того, в VW категорически опровергли недавние слухи о возможном прекращении производства в России.
«Наши производственные мощности в России позволяют нам гибко реагировать на изменения спроса, что усиливает нашу конкурентоспособность, — заявили в пресс-службе Volkswagen Group Rus. — Компания последовательно придерживается выполнения своей инвестиционной программы на российском рынке. В начале 2014 года был открыт новый кузовной цех на заводе в Калуге, продолжается строительство завода по производству двигателей в Калуге и склада запасных частей в Московской области, открытие которых запланировано на 2015 год.
Новый завод по производству двигателей создаст около 300 новых рабочих мест».
Между тем руководитель профсоюзной ячейки Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Дмитрий Трудовой сообщил «Газете.Ru» о том, что в настоящее время
на Volkswagen разработано несколько вариантов развития. При производстве менее 103 тыс. автомобилей за 2015 год сокращения неизбежны.
«Volkswagen готов оплачивать смену при достижении необходимых показателей продаж; если они будут снижены, то менеджмент будет готов пойти на сокращения, — заявил Трудовой «Газете.Ru». — Эти данные считают по кварталам, об объемах производства становится известно за 4–5 месяцев. В случае если они запустят процедуру сокращения, то будут предлагать сотрудникам 4–5 окладов. Многие будут готовы уйти, у нас в регионе нет безработицы, и ситуация отличается от того же градообразующего «АвтоВАЗа».
Все смогут найти работу, а при зарплате 32–33 тыс. руб. «подушка» в размере около 150 тыс. руб. позволит прожить во время поиска работы и даже при необходимости делать выплаты по кредитам».
Трудовой сообщил, что в настоящее время завод работает в неполные три смены. При этом он уверен, что в случае сценария с сокращениями первыми своих мест лишатся простые рабочие.
«Количество офисного персонала на заводе — около 1,8 тыс. человек, 3,4 тыс. работают на производстве, и все — нужные люди, — говорит Трудовой. — В центральном офисе в Москве трудятся только 600 человек».
Директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин отмечает, что в настоящее время Россия входит в период примерно двухлетней рецессии, замедления экономического роста. Наряду с этим падает покупательная способность рубля.
В таких условиях и производители иномарок, и отечественные автопроизводители будут вынуждены сокращать персонал.
«Первый квартал действительно будет переломным для многих бизнесов, и автопроизводители здесь не являются чем-то особенным, — говорит Лепешкин «Газете.Ru». — К апрелю закончатся складские запасы, созданные еще до падения курса рубля, и многие предприятия подступят к закрытию.
«АвтоВАЗу», КамАЗу, ГАЗу, скорее всего, придется либо сокращать персонал, либо приостанавливать на несколько месяцев производство.
Второй вариант для отечественных марок наиболее предпочтителен, так как государство будет стараться не допустить социального взрыва».
Старший консультант практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Алексей Павлюк обращает внимание на то, что абсолютное большинство автопроизводителей уже произвели основные сокращения производственного персонала в 2014 году и перевели заводы с двух- и трехсменных режимов работы на односменный.
«Это явилось мерой подготовки к 2015 году, с которым ни у кого из крупных игроков не связано оптимистичных ожиданий, — заявил Павлюк «Газете.Ru». — Массовой волны сокращений производственного персонала от таких компаний ожидать не стоит. С другой стороны, на рынке присутствуют неэффективные компании, которые сейчас проходят стадию глубоких внутренних изменений, например «АвтоВАЗ». В части административного персонала я не думаю, что будут какие-то радикальные изменения, так как автомобильная компания — это большой и сложный механизм, для поддержания работы которого требуется определенное количество сотрудников, тем более после 2008 года раздутых и необоснованных административных бюджетов не наблюдается».
Аналитик компании «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов также склоняется к мнению, что период масштабных сокращений во многих компаниях уже миновал и заводы просто продолжают работать в одну смену.
«Возможно, на производствах будут сокращать рабочие дни недели, но вряд ли в компаниях будут увольнять простых рабочих, — говорит Беспалов «Газете.Ru». — Если говорить о менеджерах, то на иностранных заводах система изначально оптимизирована, а на российских предприятиях последние годы активно проводилось сокращение административного персонала».