В четверг в Донецке в результате попадания нескольких снарядов в автобусную остановку и стоявший рядом троллейбус погибли 13 человек, еще более десятка получили ранения.
Представители Донецкой народной республики поспешили обвинить в случившемся украинских силовиков. Почти сразу после трагедии, когда на асфальте еще даже не успели собрать тела всех погибших, туда привезли ранее захваченного в плен командира одной из бригад украинской армии полковника Олега Мицака. По утверждению телекомпании «Новороссия ТV», распространившей видеозапись с места событий, это было сделано, чтобы показать ему, с кем воюют его подчиненные — защищавшие донецкий аэропорт «киборги». При этом на момент обстрела Мицак уже находился в плену, а значит, не имел прямого отношения к произошедшему.
На видео видно, как закованного в наручники полковника сначала подвели к российским журналистам, после чего разгневанные горожане начали его оскорблять и избивать. Сопровождавшие Мицака бойцы в конце концов с трудом, но все-таки смогли вытащить пленного из толпы и посадить его в зеленый внедорожник Toyota Land Cruiser Prado c синей мигалкой на крыше.
Украинские, а затем и негосударственные российские СМИ сразу же обратили внимание на госномер японской иномарки — Т310ТС96RUS. Такой код региона закреплен в России за Свердловской областью.
Довольно быстро выяснилось, что данный регистрационный знак выдан на автомобиль Nissan Juke россиянину Эдуарду Коридорову и до настоящего времени должен быть установлен именно на этой машине. Ранее Коридоров работал пресс-секретарем компании «Уралкалий», а также директором Первоуральского новотрубного завода по взаимодействию с органами власти и общественными организациями. В 2013 году он уехал работать на Украину в холдинг СКМ, принадлежащий миллиардеру Ринату Ахметову. В настоящее время Коридоров трудится в Киеве директором по связям с общественностью и региональному развитию МД ООО «Метинвест холдинг», которое входит в СКМ.
Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе народного совета ДНР, наличие российских номеров на внедорожнике может объясняться присутствием в Донбассе большого количества добровольцев.
«Не исключено, что этот автомобиль принадлежит одному из них и используется правоохранительными службами с разрешения владельца», — сказал сотрудник пресс-службы.
Впрочем, сам Коридоров в четверг заявил изданию 66.ru, что никак не связан с ДНР. «Мой комментарий будет достаточно коротким. К событиям в Донецке я не имею никакого отношения. Моя машина марки Nissan Juke с моими госномерами находится в Киеве. Она совершенно законно и легально в свое время пересекла российско-украинскую границу в 2013 году. Я абсолютно точно знаю, что моя машина никак не могла находиться в Донецке», — цитирует пиарщика издание.
Вскоре с заявлением выступили и в самой группе «Метинвест». Там также полностью опровергли даже косвенную причастность Коридорова к деятельности правоохранительных органов ДНР.
«Он не имеет никакого отношения к событиям в Донецке, поскольку место его работы и жительства — город Киев, — рассказали в компании.
— Эдуард покинул Донецк в мае 2014 года, однако долгое время не мог забрать свой автомобиль Nissan Juke (госномер Т310ТС96), так как он оставался в гараже частного дома, который он до этого снимал. Дом находился в зоне боевых действий в районе аэропорта. Осенью прошлого года машину, чудом уцелевшую, удалось вывезти из Донецка,
затем она выезжала в Россию, а затем, осенью же, через Харьковскую область легально въехала в Украину».
В СКМ заверили, что с тех пор автомобиль находится в Киеве, больше он никуда не выезжал. В качестве подтверждения к сообщению прилагалась фотография «Ниссана» с настоящими номерами, сделанная в четверг на фоне свежей киевской газеты.
Номера-двойники, по данным МВД Украины, получили широкое распространение после начала конфликта в Донбассе. Из охваченных войной регионов стали приходить сообщения о том, что люди с оружием без опознавательных знаков «отжимают» у местных жителей автомобили, преимущественно иномарки. Это подтверждает и статистика — Донецкая и Луганская области по итогам девяти месяцев 2014 года возглавили рейтинг регионов по количеству угонов. Число подобных преступлений только по официальным данным выросло там сразу в 3–5 раз.
Нередко после этого автомобиль каким-то образом оказывался в России, где продавался по заниженной стоимости.
В других случаях на машину готовились поддельные документы, знаки, перебивались номера кузова — из базы ГАИ брались данные на автомобиль аналогичной модели и цвета. После этого «клон» без проблем легально продавали в других регионах. Явление стало настолько масштабным, что руководство ГАИ Украины даже не смогло назвать точную цифру таких «двойников».
Впрочем, в данном случае модели у двух автомобилей с одинаковым номером не совпадают, а значит, регистрационные знаки донецкого внедорожника с большой долей вероятности были просто подделаны.
Примечательно, что если в российском законодательстве езда с поддельными номерами является уголовным преступлением (ч. 3 ст. 327 УК РФ, наказание от штрафа в 80 тыс. руб. до ареста на шесть месяцев. – «Газета.Ru»), то на Украине это правонарушение карается значительно мягче. Нарушителю, согласно ст. 121 административного кодекса страны, с 2015 года грозит штраф в размере от 12 тыс. до 18 тыс. грн.