Российский авторынок сократился по итогам 2014 года на 10,3%. Всего за прошлый год было реализовано 2 млн 491 тыс. новых автомобилей, что на 286 тыс. меньше объема рынка в 2013 году.
Однако падение могло быть еще большим, если бы не ажиотажный спрос на машины в декабре, вызванный резким обесценением рубля. Так, за декабрь было реализовано 270,6 тыс. автомобилей, что на 6,3 тыс. машин, или 2,4%, больше, чем в декабре 2013 года. Более того, продажи в последний месяц минувшего года стали рекордно высокими за всю историю российского авторынка. Такие данные привел в своем итоговом отчете комитет автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ).
В минувшем декабре только три бренда из первой десятки не смогли превысить свои прошлогодние показатели. Так, на 9% в минус ушли в декабре продажи Lada (35,3 тыс. проданных машин), на 28% — Chevrolet (13,5 тыс. машин), на 26% — Ford. Больше всего среди лидеров рынка нарастил свои продажи импортер Mitsubishi – на 51% (12,7 тыс. машин) в сравнении с этим же месяцем прошлого года.
Что касается результатов за весь год, то с отрицательной динамикой относительно 2013-го его завершили большинство участников топ-10: Lada (-15% и 387,3 тыс.), KIA (-1% и 195,6 тыс.), Renault (-7% и 194,5 тыс.), Hyundai (-1% и 179,6 тыс.), Volkswagen (-18% и 128 тыс.), Chevrolet (-29% и 123 тыс.) и Ford (-38% и 65,9 тыс.).
Рост продаж по итогам года был только у Nissan (11% и 162 тыс.), Toyota (5% и 161 тыс.) и Mitsubishi (2% и 80 тыс.).
Кроме того, статистика в очередной раз наглядно подтвердила, что экономические трудности, обвал рубля и прочие неприятности несильно сказываются на премиальном сегменте, где продажи не только не упали, но и заметно выросли.
Так, свои годовые объемы продаж нарастили Mercedes-Benz — 49,1 тыс. машин (+11%), Land Rover – 21,1 тыс. (+1%), Lexus – 19,1 тыс. (+21%), Volvo – 15,4 тыс. (+3%), Infiniti – 8,9 тыс. (+4%), Porsche – 4,7 тыс. (+24%).
По словам председателя комитета АЕБ Йорга Шрайбера, с кумулятивной потерей объема авторынка в 10% прошедший год останется годом разочарований, невзирая на сильный финиш: «Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже.
Рынок будет сокращаться под влиянием падения курса рубля и продолжения роста ставок по кредитам. Основной провал в продажах произойдет в первом квартале года».
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, каким образом отразились санкции на работе автокомпаний в прошедшем году и к чему им готовиться в 2015-м, Шрайбер ответил, что российская сторона не готовит ответных санкций, особенно в области автомобильного производства и импорта. Кроме того, он отметил, что санкции со стороны Запада оказали на рынок косвенное воздействие.
«Прямого воздействия санкции не оказали, но через опасения, ощущения кризиса в голове потребителей они повлияли на готовность приобретать автомобили, — сказал Шрайбер. — Прямого негативного влияния не было.
Мы внимательно изучили список санкций, который был опубликован в декабре. Там написано, что ограничения касаются только грузовых автомобилей весом свыше 3,5 т. Но продавать там автомобили из России можно без опасения каких-либо санкций».
Шрайбер обратил внимание и на тот факт, что в исторической перспективе прогнозируемый объем рынка в этом году опустится до показателя 2006 года. «Ситуация тяжелая, но бывало и хуже, — отметил Шрайбер в ходе пресс-конференции. – В 2009 году рынок обвалился еще сильнее».
Кроме того, глава комитета АЕБ подчеркнул, что в кризисном ушедшем году на российском авторынке продолжил расти сегмент SUV, притом что остальные сегменты сократились. «Сейчас же с российского рынка могут уйти многие модели автомобилей из числа тех, что производятся за рубежом», — считает Шрайбер.
Ожидания отдельных автокомпаний существенно отличаются от консолидированного прогноза АЕБ. Так, в «Хонда Мотор Рус» прогнозируют сокращение рынка в 2015 году примерно на 40%.
Как отмечает глава маркетинга и продаж компании Михаил Плотников, исходя из предновогодних курсов валют, легко предположить, что инфляция на автомобильном рынке может достигнуть 30%.
«Касаемо повышения цен на автомобили Honda: все будет зависеть от динамики курса, но, однозначно, наш сегодняшний уровень цен не соответствует текущему курсу, — рассказал он «Газете.Ru». – Что касается уменьшения квот, то такая возможность есть, однако на сегодняшний день масштабы сокращения не зафиксированы».
Как рассказала корреспонденту «Газеты.Ru» представитель компании,
Управляющий директор компании «Киа Моторс» Артем Гусаров заявил, что их прогноз на этот год имеет достаточно широкую вилку, а у компании есть несколько сценариев работы на рынке, которые могут реализовываться в зависимости от обстоятельств. «В любом случае наша стратегия будет весьма агрессивной, — рассказал «Газете.Ru» Гусаров, —
Собеседник также отметил, что в этом году складские запасы компании лишь немногим меньше, чем были ранее.
«Ситуация на авторынке в 2015 году точно не станет проще, но многое будет зависеть от политики импортеров, а также от того, будет ли российское правительство вводить меры поддержки авторынка, — поделилась с «Газетой.Ru» свои мнением директор дилерских центров Mitsubishi «Рольф Центр», «Юг» и «Восток» Светлана Виноградова. — Программа автокредитования, доказавшая свою эффективность в прошлом году, едва ли сможет остановить падение авторынка в 2015-м. Возобновление программы субсидирования автокредитов могло бы быть куда более эффективной мерой, причем при любой ставке рефинансирования».
По словам собеседницы, Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) недавно в очередной раз обратилась к Минпромторгу с предложением вновь запустить программу — решение должно быть озвучено до 5 февраля.