Итоги 2014 года для российского автопрома и прогнозы на уже наступивший обсудил с журналистами министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По предварительным оценкам Минпромторга, в 2014 году объемы автопроизводства в России упали на 10%. Как отметил Мантуров, окончательные результаты ведомство получит только в марте.
По его прогнозу, в 2015 году производство машин в России сократится еще на не менее чем 10%.
При этом министр заверил, что ведущие производители не будут менять свои инвестиционные планы и продолжат вести бизнес в России.
«Предсказать, что будет в январе, невозможно, — сказал Мантуров. — Нет такого специалиста, который даст правильные цифры и по продажам, и по производству. С учетом тенденции последних двух лет не будет какого-то резкого спада. Цифры не будут сильно отличаться от показателей 2014 года. Вряд ли будет рост, и я не уверен, что мы сохраним объемы производства и продаж на уровне прошлого года. Будет падение, но не очень существенное, не более 10%. Но мы не знаем, какая будет цена на нефть».
Говоря о трудностях, с которыми стали сталкиваться автопроизводители на российском рынке, Мантуров выразил уверенность в том, что все ведущие компании не откажутся от работы в России и продолжат уже начатые инвестиционные проекты.
«Не думаю, что тенденция по уходу с рынка коснется основных игроков, — сказал глава ведомства. — Такие трансформации, которые происходили в прошлом году по «Автотору», с Chrysler и Chevrolet, которые просто консолидировали свои производственные мощности, крупных компаний не коснутся. Это те автопроизводители, которые уже вложили серьезные деньги: Volkswagen, в определенной степени Ford, все корейцы, которые с опережением идут по графику локализации. Иностранные компании перетерпят этот период с надеждой на будущее и не будут предпринимать скоропалительных решений».
Министр рассказал, что никаких изменений в работе по соглашению о промышленной сборке и повышению уровня локализации автомобилей не планируется.
«Эти вопросы даже не выносились на повестку дня. Все адекватные меры, которые просили иностранные автопроизводители, мы предоставили», — заявил он.
Отметим, что в Минпромторге считают, что в качестве стимулирования потребительского спроса прямая скидка для покупателей, которая предоставляется в рамках действующей программы по утилизации, будет более действенна, чем льготное автокредитование. Окончательное решение по вопросу запуска программы льготного автокредитования ведомство должно будет принять в марте, но уже сейчас можно сделать вывод, что в нынешних условиях она будет признана неэффективной.
«Льготное автокредитование не сработает так эффективно, как это было в прошлый раз, — заявил Мантуров.
— При нынешнем уровне закредитованности населения и процентных ставках сумма, предоставленная из бюджета для компенсации, осядет в банках. Я не вижу в этом никакого экономического эффекта для производителя.
Вопрос по этой программе мы отработаем к марту. Мы должны видеть тенденцию в первом квартале».
«АвтоВАЗ» и «Кортеж» подорожали
Рост цен на отечественные машины производства «АвтоВАЗа», которые в среднем стали дороже на 9%, Мантуров объяснил инфляцией в стране. Он подчеркнул, что отечественная продукция в любом случае будет дорожать меньше, чем иностранная.
«Почему растут цены на продукты? Есть инфляция, и при общем индексе повышения цен даже эти 9% не дотягивают до того уровня цен, который привязан к уровню инфляции. В автомобилях «АвтоВАЗа» используются и импортные детали. При этом иномарки все равно подорожают на большую сумму, чем наша Lada», — сказал Мантуров.
Отметим, что «АвтоВАЗ» планирует расширение производства автомобилей в Чечне. Соответствующая договоренность достигнута между «АвтоВАЗом» и руководством Чеченской Республики.
«Сегодня речь идет о том, что будет расширяться производство и увеличиваться модельный ряд, который будет производиться в Чечне», — сказал он.
Министр напомнил о том, что в конце прошлого года было принято решение о том, что все производство автомобилей «Кортеж» будет вести компания Sollers на базе Ульяновского автомобильного завода. При этом бизнес-партнером Sollers будет «Ростех» в лице дочерней компании «Росавто».
«Планы по серийному производству не поменялись, — сообщил Мантуров. — Оно стартует в конце 2017 года, первые поставки начнутся в первом квартале 2018 года. Это будут минивэны, седаны, лимузины и внедорожники. Sollers на 30% будут использовать те технологические решения, которые разрабатываются государством в рамках единой модульной платформы.
Инвестиции в Sollers, по словам Мантурова, скорее всего, пойдут через «Ростех». По официальным данным, объем бюджетных инвестиций в «Кортеж», которые будут сделаны до 2017 года включительно, оцениваются на уровне 12,4 млрд руб. Однако, по словам министра, эти расходы могут вырасти на 15–20%.
«Мы до конца определяемся по схеме реализации бизнес-модели, — пояснил глава ведомства. — Что касается подготовки производства, то государство обеспечит поддержку. Разработка ведется полностью за государственный счет, как и предполагалось. Что касается обеспечения оснастки, это бизнес берет уже на себя.
Объем бюджетных средств останется прежним, но может увеличиться с учетом курсовой разницы и того, что используется большой объем импортного оборудования. В среднем он может увеличиться на 15–20%».
В ассоциации Российских автомобильных дилеров (РОАД) прогнозы Минпромторга считают неутешительными. Так, вице-президент РОАД Андрей Петренко считает, что сокращение автопроизводства на 10% в 2015 году нанесет серьезный удар по дилерской сети.
«Это страшные цифры, — сказал Петренко «Газете.Ru». — Минус 10% в 2014 году, еще минус 10% — в 2015-м. Все это приведет к тому, что количество дилеров по всей стране сократится примерно на 20%.
Я исхожу из того, что в среднем в год один дилерский центр продает 1 тыс. автомобилей. Всего в России около 4 тыс. дилерских центров, но это с учетом «АвтоВАЗа», у которого совершенно другие условия работы. Главным образом эта тенденция коснется регионов, где есть нехватка кредитных ресурсов. В Москве пока есть холдинги, которые могут выбивать из крупных банков более доступные процентные ставки для своих клиентов».
С Петренко согласна директор по маркетингу холдинга «Авилон Автомобильная группа» Светлана Макеева.
«В связи с непростой экономической ситуацией в 2015 году будут происходить сделки по слиянию и поглощению, что приведет к уменьшению количества дилеров, собственно, как показал и этот год, — сказала Макеева «Газете.Ru». — Возможно, крупные холдинги будут приобретать дилерские предприятия в регионах».
При этом Андрей Петренко уверен, что для крупных компаний этот год станет подходящим временем для инвестиций в развитие своих мощностей.
«Я считаю, что тот же Mercedes-Benz, который хорошо себя чувствует во всем мире, мог бы продолжить расширение производства в России, — говорит Петренко. — Автомобили сегмента лакшери по-прежнему будут чувствовать себя лучше всего. Ведь основные покупатели дорогих автомобилей привыкли исчислять свои расходы в долларах или евро. Уверен, что будут наступать и китайцы. Ведь все повысили цены, по нашим оценкам, в среднем на 15–20%, и это только при данной экономической ситуации. Поэтому больше покупателей будут обращать свое внимание на сегменты попроще — китайцев или «АвтоВАЗ».
В свою очередь, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов уверен, что падение продаж на авторынке в 2015 году может достичь критической отметки в 1,5–2 млн машин.
«Цены на автомобили и запчасти к ним будут расти, больше всего пострадают производители, не имеющие собственного производства на территории России, — сказал Тузов «Газете.Ru». — Помимо этого, банки поднимают ставки по автокредитованию, повышенные тарифы на автострахование также скажутся на спросе на машины. Большинство дилеров еще в 2014 году работали себе в убыток, некоторые автосалоны брали кредиты под большие проценты, чтобы удержаться на плаву. По прогнозам экспертов, около 20% дилерских центров обанкротятся в 2015 году. В этом году будут укреплять свои позиции на рынке производители отечественных автомобилей и те марки, производители которых будут давать наибольшие скидки, также большинство покупателей предпочтут автомобили с пробегом новой машине. Что касается тех автопроизводителей, которые имеют заводы на территории России, производство снизится до 50%. Больше всего пострадает средний сегмент авторынка, чуть меньше — премиальный».
Как сообщили «Газете.Ru» в Volkswagen Group Rus, компания последовательно придерживается выполнения своей инвестиционной программы на российском рынке. В начале 2014 года был открыт новый кузовной цех на заводе в Калуге, продолжается строительство завода по производству двигателей в Калуге и склада запасных частей в Московской области, открытие которых запланировано на 2015 год.
«До конца 2018 года мы инвестируем около €1.2 млрд в развитие наших предприятий в России, из которых около €250 млн будет вложено в строительство завода по производству двигателей, — отметили в Volkswagen Group Rus.
— В данный момент на заводе двигателей установлено оборудование и идет его наладка. Произведены также первые двигатели, которые в ближайшее время будут проходить испытания в различных климатических и дорожных условиях. Официальное открытие завода состоится позднее в 2015 году.
Строительство центрального склада запасных частей в Московской области – также важный для нас проект. Мы начнем первые поставки запасных частей и аксессуаров со склада во втором квартале 2015 года, как и планировали».