Итоги 2014 года для «АвтоВАЗа» оказались довольно неожиданными. Новый президент предприятия швед Бу Андерсон успешно справился с большинством своих громких обещаний, которые раздавал в течение года, и заметно подтянул имидж автогиганта с помощью жестких административных решений, запуска программы поддержки клиентов и личным участием в продвижении продукции. Еще одним мощным вкладом в новое восприятие компании потребителями стало участие в Московском автосалоне и премьера двух будущих моделей Lada Vesta и Lada XRay.
В сентябре было объявлено, что через два года «АвтоВАЗ» намерен запустить производство новых моделей Lada на совместном предприятии в Казахстане. Это позволит компании завоевать рынки не только Казахстана, но также Сибири и Дальнего Востока.
Однако часть обещаний так и осталась невыполненной.
Несмотря на все усилия, снижение издержек и массовые сокращения рабочего и управленческого персонала, «АвтоВАЗ», вопреки планам Андерсона, так и не вышел в прибыль.
Также из-за нерешенных проблем с поставщиками и простоем производственных мощностей компании не удалось извлечь выгоды из ажиотажного спроса, который царил на российском авторынке с октября. Клиенты смели из автосалонов все имеющиеся автомобили, а дополнительно произвести новые машины на заводе не успели. Так, всего в ноябре «АвтоВАЗ» реализовал 30,4 тыс. машин, хотя в предыдущие месяцы продавал примерно по 37 тыс. автомобилей. Зато нагреть руку на автомобильной продукции из Тольятти смогли сами дилеры, которые незаметно для самого производителя приподняли ценники.
Всего же, согласно данным Комитета автопроизводителей АЕБ, с января по ноябрь «АвтоВАЗ» продал 351 992 машины, что на 16% меньше, чем за аналогичный период 2013 года (417 361 автомобиль). Однако автомобили марки по-прежнему прочно удерживают позиции самых продаваемых в России и лидеров программы утилизации.
В новом кризисном и весьма неопределенном для авторынка году «АвтоВАЗ» намерен воспользоваться своим положением местного производителя с высоким уровнем локализации. Несмотря на повышение цен, компания планирует по-прежнему предлагать самые доступные машины в России, произвести 670 тыс. автомобилей и все-таки выйти в прибыль.
Итоги 2014 года
Рыночная доля автомобилей Lada в сегменте ниже 600 тыс. руб. в 2014 году выросла с 37 до 42%. В итоге несмотря на общее падение по рынку на 16% компания укрепила свои позиции в бюджетном сегменте.
За год тольяттинский автогигант выпустил восемь модификаций своих моделей. Это, к примеру, Lada Granta Liftback, Kalina Cross, 4x4 Urban, Largus Cross. Отметим, что за предыдущие два года на заводе не было выпущено ни одной новой модификации.
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе «АвтоВАЗа», за текущий год в компании было существенно повышено качество выпускаемой продукции.
«Качество схода с первого раза выросло на линии Granta-Kalina с 50 до 80%, на линии В0 — с 37 до 75%, — пояснил директор по связям с общественностью компании «АвтоВАЗ» Владимир Степанов.
— Кроме того, мы раз и навсегда разобрались с большинством из порядка 15 хронических проблем, включая дребезг задней полки, тяжелое закрывание задней двери, заедание замка бардачка, шум трансмиссии. Производительность труда мы подняли на 20%».
В «АвтоВАЗе» подчеркнули, что смогли стать клиентоориентированной компанией.
«С 1 сентября мы перешли на работу исключительно по предзаказам, — говорит Степанов. — То есть дилер получает от «АвтоВАЗа» только то, что у него запросил клиент, ему больше не направляется все подряд без разбору. Причем клиент может дооснастить свой автомобиль всем чем пожелает. Например, дозаказать отдельно кондиционер, не оплачивая при этом весь пакет «люкс», как раньше. Мы создали Центр удовлетворенности потребителей — такого никогда не было. Команда из 50 человек мониторит интернет, принимает жалобы по телефону и из соцсетей, входит в прямой контакт с клиентом, связывается с ближайшим дилером и предлагает клиенту решение проблемы в течение 24 часов».
Структурный состав и сокращения
Серьезным изменениям подверглась структура управления «АвтоВАЗа». В начале года на заводе формально существовало девять, а фактически работало 18 уровней управления. У каждого руководителя было по два или три заместителя. Уже к февралю их количество сократилось до пяти уровней, и руководители лишились всех своих заместителей. При этом ввиду сокращения рынка и объемов производства примерно на 90 тыс. автомобилей не обошлось без сокращений персонала. Главным образом это коснулось менеджмента:
количество управленцев на заводе упало на 33%. Сокращение рабочих составило около 20%.
Всем сокращаемым была выплачена компенсация в размере пяти месячных окладов.
«В 2015 году не будет сокращения рабочих, это мы несколько раз пообещали, — заявил «Газете.Ru» Степанов. — Но мы будем перемещать людей внутри производств».
Зарплату будут пересматривать раз в год
На «АвтоВАЗе» запустили систему мотивации работников на более высокие качественные и количественные показатели. В ее рамках в начале декабря пять тысяч работников получили дополнительную зарплату за идеальную явку в течение года. В октябре 50 работников цеха Lada 4x4 и 3,3 тыс. работников прессового производства получили дополнительную месячную зарплату. В декабре месячный бонус получили передовики производства Granta/Kalina.
«Мы приняли решение наградить премиями по итогам года за высокое качество продукции всех рабочих, за исключением нарушителей трудовой дисциплины. На эти цели мы выделили 290 млн руб., — говорит Степанов. Еще 700 передовиков «АвтоВАЗа» получили в конце года дополнительные премии в размере месячного оклада».
В настоящее время руководство компании совместно с профсоюзным комитетом разрабатывает концепцию развития системы вознаграждений работников, которая предполагает внедрение ежегодной выплаты бонусов каждому при условии успешной работы. Таким образом, сотрудники предприятия смогут участвовать в распределении прибыли компании. Предполагается, что бонус будет выплачиваться дважды в год — 15 июля и 15 декабря. Размер выплат может превышать существующую на «АвтоВАЗе» ранее 13-ю зарплату.
В бюджете на 2015 год предусмотрены средства на организацию выплат, при этом не менее 70% из общей суммы будет направлено на бонусы рабочим. С 1 января 2015 года работники всех автосборочных производств и часть подразделений логистики будут переведены с тарифной системы оплаты труда на окладную. Как заявил Андерсон, в ходе перевода ни один сотрудник не потеряет в зарплате — ее размер в некоторых случаях может даже увеличиться.
До 1 июля 2015 года в компании пройдет оценка каждого рабочего места, в результате чего будет пересмотрен уровень зарплаты так называемых недооцененных должностей и отдельных работников. В дальнейшем уровень зарплаты будет пересматриваться один раз в год.
Корпоративный отпуск на «АвтоВАЗе» продлится до 18 января. Что касается президента компании, то его отдых, по традиции, будет не таким долгим. А его зарплата, как он сам признался в СМИ, составляет $50 тыс. в месяц.
«Моя зарплата составляет $50 тыс. в месяц, я получаю доход исходя из курса доллара к рублю. Последний раз, когда я смотрел ведомость, моя зарплата составляла 2,5 млн руб.», — сказал Андерсон.
Выйти в прибыль в 2015 году
Между тем несмотря на обещания Андерсона выйти в прибыль в 2014 году предприятию так и не удалось.
«АвтоВАЗ» сэкономил более 7 млрд руб. благодаря программе снижения затрат, — пояснил Степанов.
— Но компенсации уволенным сотрудникам и покупка Волжского механического завода съели часть бюджета. В 2015 году планируем произвести 670 тыс. машин. И выйдем в прибыль!»
Говоря об объемах автомобильных продаж на российском рынке в 2015 году, в «АвтоВАЗе» придерживаются прогноза 1,9 млн реализованных автомобилей.
«Программа утилизации, которая продолжится в 2015 году, безусловно, оказывает хорошее стимулирующее воздействие на рынок, — говорит Степанов. — О рынке 2015 года судить непросто. Очевидно, нас всех ждет непростая борьба за клиента».
Пока на заводе не сообщают о том, насколько будут повышены цены на выпускаемые автомобили.
«Об изменении цен мы сообщим дополнительно, — говорит Степанов. —
Совершенно очевидно, что цены будут изменяться, но о конкретных цифрах говорить пока рано.
И самое главное — как бы мы ни поднимали цены, продукция «АвтоВАЗа» всегда будет более привлекательной, чем у конкурентов. Автомобили локализованы на 82%, и это снижает зависимость от валютных колебаний. У нас самая большая дилерская сеть в стране — около 400 дилеров, самые доступные по цене и простоте запчасти и ТО».