Власти Белоруссии на фоне обвала курса рубля столкнулись с серьезной проблемой: тысячи граждан, опустошая обменники, отправились за новыми автомобилями в Россию. В результате только за октябрь и ноябрь белорусы купили в соседнем государстве 21,5 тыс. машин, включая подержанные.
«По самым скромным оценкам, это около $320 млн.
Эту сумму вывезли в Россию из Белоруссии и на эту сумму ввезли автомобили», — сказал премьер-министр Михаил Мясникович в эфире местного телевидения. При этом период максимального обвала рубля, а значит, и потенциальная выгода белорусских покупателей отмечались уже в декабре. Поэтому итоговый годовой показатель оттока валюты и притока новых машин в Белоруссии, очевидно, заметно возрастет.
О масштабах явления можно судить по объемам продаж на самом белорусском авторынке: в 2013 году здесь было реализовано всего 28,8 тыс. новых машин.
Покупая у себя на родине доллары, граждане Белоруссии отправлялись в крупнейшие российские города, где обменивали валюту на ослабевший рубль и приобретали за наличные автомобили. Таким образом, даже на бюджетных моделях белорусам удавалось сэкономить несколько тысяч долларов, а на дорогостоящих иномарках экономия получалась еще более значительной. При этом покупатели из соседней республики были замечены не только в соседних с границей регионах, а также в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах, в том числе на Урале.
«Выгодная сделка для граждан получилась, — констатировал Мясникович. — Но это породило ажиотажный спрос на валюту, и правительство, которое вместе с Национальным банком призвано защищать интересы нашего народа, не могло не среагировать. В отдельные дни объемы продаж валюты населению составляли $90–97 млн в день».
Именно в связи с обвальным спросом на валюту белорусские власти пошли на радикальные методы: с недавних пор в стране действует 30-процентный налог на покупку валюты в обменниках. При этом формально никаких ограничений на ее продажу не вводилось.
«Начали рушиться рынки, начался ажиотаж. И стандартная девальвация как классический метод не дала бы должного эффекта. Поэтому мы пошли нетрадиционным путем вместе с Нацбанком», — объяснил премьер введение заградительного налога.
Примечательно, что в начале декабря хоть как-то сдержать спрос на автомобили в России попыталось белорусское МВД, которое выступило со специальным заявлением. Белорусские правоохранители предостерегли граждан от покупки машин в связи с тем, что многие граждане страдают от действий недобросовестных российских продавцов.
В частности, заметно выросло количество случаев покупки машин, находящихся в розыске, с видоизмененными учетно-регистрационными документами и номерами основных агрегатов, арестованных по решению суда, а также заложенных в виде обязательств перед банками.
Помимо белорусов аналогичной скупкой автомобилей в России в последние месяцы занимаются и жители Казахстана. По свидетельству дилеров Уральского региона, покупатели из соседней республики приобретают иногда сразу по несколько машин, причем спросом пользуются модели абсолютно разных ценовых сегментов.
Впрочем, граждане соседних республик стремятся сэкономить не только на автомобилях. По данным белорусских СМИ,
жители приграничных областей стали еще более активно ездить за бензином в соседние российские регионы: на приграничных АЗС до 90% автомобилей с белорусскими номерами. Российское топливо обходится белорусам почти вдвое дешевле.
«Поток покупателей из белорусов и казахов в автосалонах действительно наблюдался в последнее время, — отмечает известный автомобильный журналист Игорь Моржаретто. — Люди хранили сбережения в долларах, и, конечно, оказалось, что если у них в Белоруссии машины стоили по $15 тыс., то у нас их можно было взять за $10 тыс. Но такого, чтобы покупатели приезжали миллионами, не было. Куда больше скупали наши, которые буквально обезумели».
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что повышенный спрос на машины, в том числе и среди иностранцев, можно объяснить тем, что существенный рост цен на автомобили в России ожидается лишь после Нового года.
«Что касается положения дел у российских импортеров, то тут сложно оценить, заработали ли они за последние два месяца, распродав все запасы, или же, наоборот, понесли убытки, — отмечает Беспалов. — Тут все зависит от систем расчетов между импортерами и поставщиками, от того, насколько были захеджированы валютные риски. Тот факт, что многие компании останавливали продажи, говорит о том, что они пытались таким образом защититься от валютных рисков».
В свою очередь один из экспертов белорусского авторынка отмечает, что происшедшее повышение цен на новые автомобили в России уже свело на нет выгоду, которую получали жители соседней республики, приобретая машины в России.
«Отложенный спрос, который проявился в последние месяцы, приведет белорусский рынок новых автомобилей в следующем году к упадку, — заявил «Газете.Ru» собеседник, попросив не называть своего имени. — Те, кто хотел купить новый автомобиль, сделали это в течение последних двух месяцев в России, поэтому продажи на местном рынке в 2015 году значительно сократятся».