В условиях кризиса и стремительно пикирующего курса рубля россияне продолжают сметать из автосалонов новые машины, избавляясь от рублевых накоплений. Сделать это становится все сложнее. Тенденция, которая изначально рассматривалась как положительная возможность для автопроизводителей к концу года улучшить свои показатели, обернулась риском торговли в убыток.
В итоге часть автокомпаний уже ограничила поставки дилерам – главным образом это относится к люксовым брендам с низким уровнем локализации. Бизнесмены ждут стабилизации курса и с помощью таких мер ограждают себя от финансовых рисков. Автомобили, которые собирают с высокой долей комплектующих российского производства, приходят к дилерам вовремя, но сразу же продаются на фоне ажиотажного спроса. В желании использовать накопленные сбережения с пользой клиенты уже не гонятся за подарками и дополнительными скидками, а скупают все, что есть.
При этом часть автопроизводителей вновь пересмотрела цены. Так, со среды действуют новые цены на BMW и Kia. К пересмотру ценников готовятся, в частности, в Volvo, Toyota, Hyundai. Эксперты уверены, что автомобили продолжат дорожать небольшими скачками — так, чтобы не спугнуть клиентов.
Как автопроизводители реагируют на обвал рубля
Источник «Газеты.Ru» в российском офисе Honda сообщил, что объемы поставок автомобилей дилерам до конца текущего года были сокращены в связи с нестабильной экономической ситуацией. По словам собеседника, все ходовые модели могут быть полностью раскуплены в течение ближайших двух недель.
При этом вопрос о повышении цен на автомобили брендов Honda и Acura до конца текущего месяца пока остается открытым, однако планов перевода цены из рублей в условные единицы у представительства нет.
«С учетом существенно возросшего спроса мы не остановили отгрузки автомобилей, в отличие от многих других участников рынка, а ввели ограничения поставок в сеть из-за сильного снижения запасов», — дал официальный комментарий по текущей ситуации старший менеджер по маркетингу и продажам Honda Motor Rus Михаил Плотников.
В свою очередь в российском представительстве Toyota «Газете.Ru» сообщили, что на данный момент у дилеров компании есть дефицит наиболее ходовых моделей, связанный с ажиотажным спросом. «Сейчас активно заключаются контракты на автомобили 2014 года производства по старым ценам, — рассказала старший специалист по корпоративным коммуникациям «Тойота Мотор» Евгения Тетерина.
– Что касается автомобилей с незафиксированной розничной ценой, то мы рекомендуем дилерам в текущий момент не заключать контракты на них и дождаться фиксации рекомендованной стоимости. Коррекция цен может произойти в середине января».
Еще один популярный в России автопроизводитель — Volvo — повысил цены в среднем на 10% еще в начале декабря.
«Сейчас у нас нет уверенности в том, что этого не произойдет еще раз, поскольку в сложившейся экономической ситуации, когда рубль обесценивается так быстро, никаких четких планов по такому вопросу быть не может», — заявил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы российского офиса бренда Volvo Антон Свекольников.
Представитель Volvo пояснил, что компания не может комментировать решения отдельных дилеров о приостановках продаж, поскольку такие решения могут приниматься ими без согласования с импортером.
По словам собеседника, у дилеров бренда сейчас уже практически не осталось автомобилей в наличии.
«Однако это произошло не по причине того, что мы сократили объемы поставок, а из-за ажиотажного спроса, который фиксировался в октябре и продолжается сейчас, — пояснил Свекольников. — Мы намерены выполнить все обязательства по поставкам также и в 2015 году».
В General Motors, который представляет на российском рынке несколько американских брендов, «Газете.Ru» сообщили, что приостановили поставки дилерам в связи с волатильностью рубля для того, чтобы получить возможность контролировать наши бизнес-риски. При этом все законтрактованные автомобили клиенты получат по изначальным условиям.
«Мы реагируем на ситуацию и ждем действий Центробанка и развития экономической ситуации, — заявил «Газете.Ru» директор по связям с общественностью «GM Россия» Сергей Лепнухов. — Потому что в условиях сильной неопределенности нам сложно работать».
У российского офиса Kia пока нет планов по прекращению поставок своим дилерам. Однако в среду Kia подняла цены.
«У нас было небольшое повышение цен на модельный ряд в среду, в среднем на 0,3% по модельному ряду, — сообщил «Газете.Ru» PR-менеджер Kia Motors Rus Иван Гущин.
— Дальше пока нет возможности спрогнозировать. В среднем за год мы повысили цены всего на 0,85%».
Еще одна компания, которая не ограничила дилеров в получении новых автомобилей, — Hyundai.
«Компания не планирует никаких остановок поставок, — уверил «Газету.Ru» директор по продажам ООО «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. — В целом за год в зависимости от модели повышение цен в среднем составило около четырех процентов. Мы анализируем текущую ситуацию и возможности по повышению цен на наши модели, и уже в ближайшее время планируем объявить новые цены. Спрос высокий, наблюдается некий ажиотаж, связанный с грядущим изменением цен».
В Ford «Газете.Ru» сообщили, что компания работает в штатном режиме и приостановок поставок автомобилей нет.
Дилеры
Российские автодилеры стараются использовать удачный момент, чтобы продать как можно больше автомобилей. При этом многие из участников рынка готовятся к повышению дилерской маржи в 2015 году и сокращают планы продаж.
Вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков рассказал «Газете.Ru», что дилерские центры компании продолжают продажи. Но при таком высоком покупательском ажиотаже запасов автомобилей хватит максимум на неделю.
Ассортимент предлагаемых марок скуден: в наиболее удачном случае по старым ценам можно успеть купить Citroen, Suzuki, Nissan, Kia, запасы премиальных брендов подходят к концу.
«И уже сейчас о цене на еще имеющиеся в наличии автомобили с каждым клиентом мы договариваемся в индивидуальном порядке, — говорит Моженков «Газете.Ru». — Покупатели, которые еще недавно требовали скидок, бонусов и подарков, практически перестали торговаться, сейчас для них стало главным успеть оформить документы на понравившийся автомобиль, пока его не приобрел кто-либо другой».
Директор по развитию компании «Автодом» (Lamborghini, BMW) Сергей Мордовин сообщил «Газете.Ru», что сейчас у многих глобальных дистрибьюторов есть небольшая пауза с определением цены.
«Что касается Lamborghini, мы продали все автомобили, что у нас были в наличии по старым ценам, а сейчас принимаем заказы на следующий год, — говорит Мордовин. — У нас очень сезонный товар, поэтому у нас пока все спокойно.
Цены на автомобили в евро фиксированные, а сколько наши автомобили будут стоить в рублях, станет понятно с января.
Мы ждем, когда рынок стабилизируется. Если говорить о BMW, то со среды компания поменяла цены. Сейчас мы выкупили все клиентские контракты и с четверга будем торговать по новым ценам. Автопроизводитель предупредил нас заранее. Повышения цен не глобальные, все боятся конкуренции, поэтому все подорожания будут плавные, но частые. Все BMW, которые шли по старым ценам в России, будут проданы. Сейчас склады практически пустые – максимум еще неделя — и все будет продано.
Пойдут ли люди за машинами в январе, будет зависеть от того, что будет дальше.
Для сокращения издержек все автопроизводители будут ужимать свои расходы и снижать дилерскую маржу, чтобы не пугать рынок. Это касается BMW, Mercedes, Audi, а к весне они вновь поднимут цены», — считает Мордовин.
Вице-президент Российской ассоциации дилеров (РОАД) Андрей Петренко подтвердил «Газете.Ru», что в настоящее время на рынке есть те дилеры, которые продали все свои запасы и просто находятся в ожидании новых поставок. Но есть и те, кого поставщик оставил без новых автомобилей.
«Эта политика зависит от марок, — пояснил Петренко. — Так, дилеры тех марок, которые экспортируются в Россию, вынуждены воздержаться от заключения договоров на будущее, поскольку не знают, по каким ценам к ним придут автомобили. Производители хотят понять, что происходит, а дилеры продали все, что только можно, и полностью зависят от поставщиков. Это бизнес – мы скажем: давайте нам автомобили, мы их будем продавать, но мы не сможем продавать их в два раза дешевле. Поэтому все мы ждем решений правительства и Центробанка».
В «Авилоне» «Газете.Ru» рассказали, что компания приостановила только продажи автомобилей с пробегом – они будут возобновлены в ближайшее время, когда будет пересмотрена цена. Остатки новых автомобилей продолжают продаваться. В свою очередь «Артекс» (Jaguar Land Rover) сообщил о том, что в компании есть автомобили в наличии и остановка продаж не планируется.
«В нашем сегменте премиум-автомобилей ажиотаж невероятный, но в декабре, на наш взгляд, стоит ожидать очередного повышения цен в связи с сильным изменением курса валют, — рассказала генеральный директор «Артекс» Елена Старикова. — В начале следующего года мы ожидаем, что спрос на автомобили не спадет и останется на очень высоком уровне. Но уже в новом фискальном году мы сокращаем наш внутренний план продаж Jaguar и Land Rover на 30–40% по сравнению с 2014 годом, чтобы сохранить возможность мобильно реагировать на ситуацию на рынке».
Эксперты
Ведущие эксперты и аналитики уверены, что паника на розничном авторынке будет продолжаться до конца года. Так, директор по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкив уверен, что импортеры вряд ли существенно повысят цены в ближайшие две недели, но обязательно сделают это в соответствии с текущими курсами валют в следующем году.
«Поэтому дилеры правильно делают, что приостанавливают сейчас продажи, — рассказал «Газете.Ru» Дацкив. — Им просто нет смысла продавать себе в убыток. Ведь то, что сейчас происходит, – это не повышенный спрос, а агония, вызванная девальвацией. Текущее положение экономики говорит о том, что в следующем году авторынок сократится на 20% по сравнению с нынешним годом. Серьезное падение объемов продаж приведет к тому, что с рынка уйдут до 30% дилеров».
В свою очередь, Дмитрий Лепешкин, директор по инвестициям QB Finance, уверен, что если рост валюты не остановится и обесценивание сбережений продолжится, люди будут покупать автомобили и по новому курсу.
«Но если подорожание будет в пределах 15–20%, то это может стать сильным ударом по продажам, особенно с учетом роста кредитных ставок, — считает Лепешкин.
— Отдушиной могут стать западные производители, у которых есть свои банки, которые могут кредитовать под меньший, чем на рынке процент».
Директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков подмечает интересную тенденцию. Всего неделю назад оживление спроса на рынке новых автомобилей, наметившееся в ноябре — декабре, воспринималось как позитивное явление.
«Казалось бы, ускорившаяся девальвация рубля подталкивала россиян активнее тратить собственные рублевые сбережения, брать автокредиты в банках и совершать отложенные и не запланированные изначально покупки, — говорит Ермаков. — Но события последних дней, прежде всего преодоление евро и долларом психологических отметок и рост ключевой ставки ЦБ до 17%, поместили рынок в принципиально новую ситуацию, когда ажиотажный спрос на новые автомобили сулил не прибыль, а продажу товара по цене ниже поставки от производителя. Снижение покупательной способности рубля, ускорение инфляции, снижение доходов россиян и рост ставок по автокредитам, подстегнутый повышением ключевой ставки до 17%, станут решающими факторами, определяющими состояние рынка автомобилей на весь следующий год».