Рынок вторичных автомобилей в России обрушился в ноябре нынешнего года на 12,2% относительно этого же периода 2013 года. Всего за ноябрь было продано 479 тыс. подержанных машин. По суммарным продажам с начала года вторичный авторынок пока находится в плюсе — на 4,9% относительно 11 месяцев прошлого года, — но продолжает снижаться и по результатам продаж в декабре может уйти в минус. Общий объем рынка в январе — ноябре 2014 года составил 5 млн 495 тыс. автомобилей с пробегом. Такие данные приводятся в отчете аналитического агентства «Автостат».
Спрос на автомобили марки Lada на вторичном рынке в ноябре сократился еще сильнее, чем фиксировалось в последнее время, — на 19,6%. За прошедший месяц в России было реализовано 143,9 тыс. машин тольяттинского автозавода. Как и в октябре, сокращение продаж подержанных Lada было наиболее ощутимым в сравнении с другими популярными брендами. В целом по результатам 11 месяцев марка Lada по сравнению с прошлогодними цифрами тоже продемонстрировала отрицательную динамику: продажи сократились на 0,4%.
Первую строчку модельного рейтинга сохранила за собой в ноябре вазовская «семерка» Lada 2107, однако ее продажи в ноябре уменьшились более чем на четверть (–25,7%).
В списке 25 самых популярных подержанных моделей прошлого месяца оказались 13 выходцев из Тольятти — на две модели больше, чем было в октябре. При этом прирост продаж зафиксирован только у моделей Lada Priora седан (0,8%) и хетчбэк (0,1%). Все остальные «ВАЗы» покупали значительно реже, чем в прошлом году.
Самым востребованным зарубежным автомобильным брендом на вторичном рынке остается японская Toyota: за прошлый месяц было реализовано 53,6 тыс. автомобилей этой марки. Объем продаж бренда относительно ноября 2013 года сократился на 14,8%. Однако, в отличие от Lada, по итогам января — ноября Toyota пока остается в небольшом плюсе — на 1,9% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ).
Самая популярная модель с пробегом японского производителя — Corolla: в ноябре было продано 10,3 тыс. единиц, что на 18,7% меньше, чем за этот же месяц 2013 года.
На втором месте в рейтинге подержанных иномарок остается бренд Nissan, продажи которого упали на 5,8% в ноябре. Тем не менее объем реализованных машин с пробегом на 10,3% превышает аналогичный период прошлого года. При этом ни одной модели этого бренда нет в списке 25 самых популярных на вторичном рынке автомобилей.
Третье место, как и в предыдущие месяцы, у Chevrolet, продажи которого в прошлом месяце сократились на 1,2%. На пятом месте среди лидирующих марок в ноябре расположился Ford, потерявший 6,7%. Те же бренды, что и ранее, вошли в первую десятку по числу проданных на вторичном рынке автомобилей: Hyundai, Volkswagen, Mitsubishi, Renault, Honda.
В модельном ряду абсолютными лидерами продаж как ноября, так и всех 11 месяцев остаются три представителя «АвтоВАЗа»: 2107, 2114, 2110. Список самых продаваемых в ноябре моделей иностранных брендов выглядит так: Toyota Corolla, Ford Focus, Daewoo Nexia, Renault Logan, Volkswagen Passat, Toyota Camry.
Эксперты отмечают, что, несмотря на образовавшийся на рынке новых автомобилей дефицит и тотальное подорожание, падение вторичного рынка в России будет продолжаться еще несколько месяцев.
Управляющий партнер EURussia Иван Бончев отмечает, что вторичный авторынок в России более стабилен, чем рынок новых автомобилей. «За последние десять лет накопилась достаточно большая база автомобилей, которые продаются на вторичном рынке, — рассказал «Газете.Ru» Бончев. — Конечно, рынок пока не совсем прозрачный, но в целом за последние годы он стал более предсказуемым».
Эксперт считает, что тенденция роста продаж на вторичном авторынке может вернуться во втором квартале 2015 года. «Для рынка новых автомобилей это будет очень сложное время, — пояснил собеседник. — Все производители существенно повысят цены, продажи будут падать. В свою очередь, спрос на подержанные машины к весне начнет увеличиваться. Цены на автомобили с пробегом зависят преимущественно от спроса, поэтому стоимость подержанных авто также должна вырасти в следующем году».
Стоит отметить, что, согласно результатам опроса «Автостата», почти 10% россиян в случае серьезного ухудшения экономической ситуации в 2015 году рассмотрят возможность приобретения подержанного автомобиля вместо нового.
Несмотря на то что на сегодняшний день продажи новых автомобилей затормозились, спрос на покупку автомобилей остается. Поэтому автокомпании рассчитывают на вторичный рынок. Так, в четверг японская Honda и американская Chevrolet выпустили пресс-релизы о своих программах по поддержке спроса на бывшие в употреблении автомобили, прогнозируя рост интереса аудитории к ним.
«Приобретение авто с высоким уровнем ликвидности и остаточной стоимости — это всегда актуальное вложение средств», — констатируют в Honda.