Пробки испугались кризиса

Почему изменилась загруженность московских дорог

Алина Распопова, Даниил Ломакин
Впервые с 2010 года загруженность дорог в Москве стала уменьшаться, говорится в исследовании сервиса «Яндекс.Пробки». Правда, положительная тенденция наблюдалась только в сентябре и октябре, а в ноябре ситуация вновь стала ухудшаться. В предыдущий раз пробки в столице сокращались в 2009 году, когда страна переживала экономический кризис. Как и сейчас.

Впервые с 2010 года столичным властям удалось переломить ситуацию с пробками. Раньше пробок с каждым годом становилось только больше. Тенденция к снижению заторов в Москве отражена в свежем исследовании «Яндекса» за сентябрь, октябрь и ноябрь текущего года.

Эксперты сервиса «Яндекс.Пробки» пришли к выводу, что время проезда в сентябре и октябре 2014 года по столичным улицам в часы пик сократилось в среднем на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики объяснили выбор периода сентябрь — октябрь тем, что это наиболее показательный период, который хорошо отражает время средней загруженности: сезон отпусков подходит к концу, а снегопады еще не начались.

С приходом ноября ситуация изменилась: загруженность во второй половине дня резко выросла, и вечером на дорогах стало хуже, чем в ноябре 2013 года.

Однако по утрам улицы Москвы были по-прежнему свободнее, а среднее время проезда в часы пик и в ноябре было на 1% меньше, чем годом ранее.

Как пояснили специалисты компании «Газете.Ru», проводить сравнительные исследования за целый год не имеет смысла, поскольку каждый год погодные условия в столице совершенно разные.

Причины улучшения ситуации на дорогах эксперты как раз частично объясняют погодными условиями. В этом году в Москве было меньше осадков, чем в прошлом. Так, по данным Gismeteo, в сентябре 2013 года в Москве было 13 дождливых дней, а в сентябре 2014 — всего два. Однако в «Яндексе» считают, что на ситуацию в городе повлиял в том числе фактор платных парковок.

«Погода не единственная причина положительных изменений: они видны, даже если сравнивать только те дни, когда не было сильных дождей или снегопадов. – говорится в исследовании. — Так, внутри Садового кольца средняя скорость движения выросла по сравнению с сентябрем-октябрем 2013 года примерно на 4% в утренний и на 5% в вечерний час пик — очевидно, из-за введения платных парковок».

<1> Между ТТК и Садовым ситуация почти не изменилась. А самые заметные улучшения — почти на 9% утром и 3% вечером — произошли между ТТК и МКАД. Это произошло благодаря новым развязкам и эстакадам, уверены в «Яндексе».

В то же время основная причина ухудшения ситуации на некоторых дорогах — также дорожное строительство, в ходе которого сужают проезжую часть. Например, на ТТК и МКАД скорость движения резко упала на тех участках, где шли дорожные работы.

Например, скорость движения резко упала на ТТК между Кутузовским и Ленинским проспектами — там, где было сужение дороги из-за ремонта. На некоторых участках МКАД стало больше пробок из-за реконструкции развязок, например с Ленинским и Мичуринским проспектами, Можайским и Каширским шоссе, Библиотечным проездом (Бусиновская развязка).

Если говорить о крупных трассах в целом, то ситуация, согласно результатам исследования, заметнее всего улучшилась на шоссе Энтузиастов, Профсоюзной улице и Рязанском проспекте: время проезда по этим магистралям снизилось более чем на 10%.

На МКАД средняя скорость движения выросла почти на 9%, на ТТК и Садовом — на 5–6%.

Заметные ухудшения были зафиксированы на магистралях Новый Арбат – Кутузовский проспект – Рублевское шоссе и Баррикадная – Звенигородское шоссе – проспект Маршала Жукова, где средняя скорость в часы пик упала на 10%. В первом случае виноваты также дорожные работы на Кутузовском проспекте. На Краснопресненском проспекте, вероятно, увеличился поток за счет автомобилистов, которые раньше добирались до центра по другим магистралям.

По данным «Яндекс.Пробок», утром в центр хуже всего едут шоссе Энтузиастов (пробки 8,4 балла), Волгоградский проспект и магистраль Ярославское шоссе – проспект Мира (пробки 8,4 балла); Волгоградский проспект — Марксистская ул. (пробки 8,3 балла), Ленинградский проспект —Тверская ул. (пробки 8 баллов).

Вечером по направлению в область сложнее всего ситуация на трассе Новый Арбат – Кутузовский проспект – Можайское шоссе: поездка до МКАД занимает здесь в среднем час, тогда как без пробок можно было бы добраться всего за 11 минут. И утром в центр, и вечером из центра лучше всего едет магистраль Баррикадная – Звенигородское шоссе – проспект Маршала Жукова.

Об изменении негативного тренда на дорогах Москвы в интервью «Газете.Ru» в начале декабря рассказал и глава департамента транспорта Максим Ликсутов. «Если взять отрезок с начала этого года, то впервые нам удалось эту тенденцию остановить — хуже не становится, — заявил чиновник. — Мы наблюдаем, как ряд наших мер дают позитивный эффект. И это результат командной работы всего правительства Москвы. Это строительство новых дорог и развязок, открытие новых станций метро, строительство новых линий пригородной железной дороги, строительство Московской кольцевой железной дороги, изменение схемы работы светофорных объектов, введение платной парковки, перестроение логики работы маршрутов наземного транспорта, приобретение новых автобусов, трамваев и вагонов метро. Все это вместе дало положительный эффект. И то, что в городе не наступил транспортный коллапс, при огромном объеме строительства на многих магистралях города и росте автопарка (за последние три года автопарк только в Москве вырос почти на 400 тыс. автомобилей), — это совместная заслуга всего правительства Москвы.

Мнение экспертов

Между тем далеко не все независимые эксперты согласны с данными «Яндекса». К примеру, по мнению руководителя проекта «Пробковорот» Виктора Осипкова, «Яндекс» не упоминает об изменении экономической ситуации в стране, не анализирует эффект временного улучшения дорожной ситуации в 2009–2010 годах в свете развития экономического кризиса и уменьшения количества автомобилистов в столице.

«В Москве именно развитие экономического кризиса является превалирующим фактором, влияющим на изменение транспортной ситуации, — заявил Осипков «Газете.Ru». – Так было во время кризиса 2009–2010 годов — мы подробно анализировали ситуацию в те годы. В условиях кризиса одни и те же экономические факторы одинаково влияют как на продажи автомобилей, их эксплуатацию, сокращение деловой активности горожан, так и на транспортную ситуацию в Москве.

И дело не только в том, что из-за сокращения доходов автомобилисты пересаживаются на общественный транспорт. Ведь, как только в Москве становится хуже, из нее сразу же уезжает огромное количество приезжих на автомобилях. Так уже было во время кризиса 2009–2010 годов.

Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин также категорически не согласен с утверждениями о том, что дорожная ситуация в Москве улучшилась. «У нас недавно в первый раз за последние несколько лет была ситуация, когда Москва два дня подряд стояла в 10-балльных пробках», — напомнил эксперт.

Правозащитник отмечает, что начинать говорить об улучшении дорожной ситуации в Москве можно только после того, как средняя скорость движения вырастет хотя бы на 20%.

«Сейчас скорость увеличилась в Москве якобы на 1%, — отметил Травин, – это показатель на уровне погрешности, поэтому даже обсуждать его не имеет смысла.

Единственно изменение за последнее время заключается в том, что если раньше пробки были в основном в центре города, то теперь они переместились на окраины. Привлекательность центра из-за платных парковок снизилась для автомобилистов. Однако теперь те же самые автомобилисты стоят в таких же пробках, но уже в спальных районах у МКАД».

При этом собеседник «Газеты.Ru» выразил уверенность, что

экономический кризис в России и желание автомобилистов сэкономить на поездках в следующем году может повлиять на увеличение средней скорости движения.

«Не удивлюсь, если столичное правительство в этом случае заявит, что дороги разгрузились их усилиями — за счет эффекта от платных парковок, например», — отметил правозащитник.

Некоторые эксперты высказали мнение, что количество приезжающих автомобилей в центр стало сокращаться из-за введения платных парковок. Однако это улучшение полностью нивелируется ростом транзитного трафика.

«Количество приезжающих в центр автомобилей сократилось примерно на 25%, и это связано с введением платной парковки в центре, — завил руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский «Газете.Ru». — Но, как только на улицах стало немного свободнее, транзитный трафик через центр города увеличился, поэтому ощутимого роста средней скорости движения не произошло».

К схожему выводу пришел замдиректора Лаборатории транспортных систем Александр Кулаков. По его оценкам, с введением платной парковки количество автомобилистов, которые приезжают в центр Москвы, снизилось на 20%. «Однако в это же время проезжать транзитом через центр города стало на 7–10% автомобилей больше, — рассказал «Газете.Ru» Кулаков. — В результате средняя скорость движения в центре осталась примерно той же, что и была до появления платных парковок».

Как рассказали «Газете.Ru» в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), где также проводят анализ по трафику в столице и говорят об улучшении ситуации на дорогах в этом году, данные по интенсивности движения поступают от множества счетчиков, установленных по городу. «Мы считаем и анализируем сухую информацию, которая поступает от счетчиков, экономические факторы мы при этом не учитываем, — отметили в ЦОДД. – Мы можем только отмечать тенденцию, что, например, в декабре интенсивность движения в столице растет из-за подготовки к новогодним праздникам, а в зоне платной парковки пробок становится меньше».