Законопроект, ужесточающий ответственность водителей за управление автотранспортом в состоянии опьянения, приняла Госдума в пятницу во втором чтении. Теперь в случае повторного вождения в пьяном виде и повторного отказа от медосвидетельствования автомобилисту грозит уголовная ответственность. При этом вид опьянения может быть любого вида — как алкогольного, так и психотропного либо наркотического характера. Все санкции будут также распространяться на употребивших алкоголь уже после ДТП.
Пьяным водителям-убийцам установили нижний предел наказания
Сейчас в случае аварии с одним погибшим пьяному водителю по ч. 4 ст. 264 УК РФ грозит лишение свободы на срок до семи лет.
С 1 июля 2015 года в таком случае нарушителю будет грозить уже от двух до семи лет лишения свободы. То есть в законе впервые появится нижний предел наказания, который гарантирует, что подсудимый не сможет отделаться чрезмерно мягким наказанием.
В случае если погибших двое и больше, срок лишения свободы составит уже от четырех до девяти лет — сейчас по ч. 6 ст. 264 УК РФ предусмотрено наказание до девяти лет лишения свободы, а нижний лимит ответственности не предусмотрен.
Если попался во второй раз
Законопроект также вводит в УК РФ новую статью 264(1). По ней впервые к уголовной ответственности будут привлекать за сам факт повторного употребления алкоголя за рулем либо повторного отказа от медосвидетельствования. Наказание будет применяться в том случае, если нарушитель будет пойман в течение года после возврата водительских прав за первое нарушение. Естественно, что те, кому за пьяное вождение права еще не вернули, при повторной поимке также будут нести уголовную ответственность.
«Даже если ты просто сел за руль пьяным, без совершения ДТП, то при повторном нарушении уже за сам факт управления в нетрезвом виде будешь нести уголовную ответственность», — пояснил «Газете.Ru» автор законопроекта депутат Вячеслав Лысаков.
Напомним, что сейчас пьяное вождение считается административным правонарушением и регулируется исключительно КоАП РФ. В первый раз проступок наказывается штрафом в 30 тыс. руб. и лишением прав на срок от полутора до двух лет, а при повторном нарушении — штрафом в 50 тыс. руб. и лишением прав на три года.
С 1 июля 2015 года за повторное нарушение водитель может угодить за решетку. Наказания предусмотрены различные: штраф до 300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет. Во всех трех случаях предусмотрено лишение водительских прав на три года.
По новому закону повторный отказ от медосвидетельствования в случае ДТП с жертвами будет приравниваться к управлению автомобилем в состоянии опьянения, и водитель автоматически пойдет под суд как нетрезвый.
Ранее предполагалось, что законопроект вступит в силу уже с 1 января 2015 года. Но в связи с событиями в Крыму его рассмотрение в Госдуме несколько раз откладывалось.
«МВД необходимо подготовиться, выпустить нормативные акты, регламентировать процесс оформления водителя, провести обучение и инструктаж, — пояснил Лысаков. — На это нужно время, и до 31 декабря этого никто не успеет сделать. Во вторник, 16 декабря, законопроект будет принят в третьем чтении».
Скидка 50% на оплату штрафа
Между тем законодатели сделали большой шаг навстречу автомобилистам, которые совершили административные правонарушения.
Так, с 2016 года начнут действовать так называемые скидки на уплату штрафов за нарушение ПДД.
В случае если водитель оплатит пришедший ему штраф в течение 20 дней с момента вынесения соответствующего постановления, он сможет сделать это с 50-процентной скидкой. Соответствующий законопроект Госдума приняла в пятницу в третьем, окончательном чтении. По мнению Лысакова, это будет стимулировать водителей быстрее оплачивать штрафы, отслеживая их на сайте госуслуг.
«Если водитель зарегистрирован на сайте госуслуг, то ему будет приходить на телефон СМС-оповещение о том, что он нарушил ПДД и было выписано постановление. Таким образом, он сможет оперативно погасить штраф и сэкономить», — пояснил Лысаков.
Возможность уплатить штраф со скидкой не распространяется на ряд статей 12 главы КоАП — например, нельзя будет этого сделать водителю, управлявшему транспортным средством в состоянии опьянения или передавшему управление лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Не будет скидок в случаях повторного превышения скоростных режимов, повторного проезда на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за повторный выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления. То же самое касается случаев повторного движения во встречном направлении по дороге с односторонним движением, нарушения ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Отметим, что меры по ужесточению ответственности за пьянство за рулем принимаются на фоне недавних заявлений МВД о том, что пропагандистские кампании в этой сфере неэффективны и почти не воздействуют на злостных нарушителей ПДД. Так, заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник Виктор Кирьянов прямо указывал, что Госавтоинспекция вынуждена задуматься об усилении мер борьбы с управляющими автомобилем в нетрезвом виде.
Уже рассматривается вопрос о более жестких наказаниях для пьяных водителей, вплоть до конфискации автомобиля у злостных нарушителей и отправки их на принудительное лечение.
«Предупредительные меры? Ну что предупреждать, когда по пять раз в год один и тот же человек попадается за вождение в нетрезвом виде? А потом совершает ДТП, и в результате погибают люди», — заявлял замглавы МВД.
Между тем Кирьянов ранее отмечал, что рост числа случаев вождения в нетрезвом виде может быть «побочным эффектом» установки камер слежения на трассах. Современные технологии избавляют сотрудников ГИБДД от необходимости останавливать водителей за нарушение скоростного режима, а также за другие проступки, например нежелание пристегиваться, с целью оштрафовать их.
Необходимость принятия решительных мер подтверждает и неутешительная статистика ГИБДД за 11 месяцев 2014 года. Так,с начала года произошло уже 14,3 тыс. аварий с погибшими и пострадавшими, ответственность в которых несли нетрезвые водители. За январь-ноябрь этого года количество аварий с участием пьяных автомобилистов выросло уже на 11,2% относительно аналогичного периода прошлого года. Для сравнения, рост этого показателя в сентябре составлял 4%, а в октябре – 6,7%.