Вместе с ростом цен на новые автомобили в России увеличиваются цены на запчасти и услуги дилеров по техническому обслуживанию автомобилей иностранных брендов. «Газета.Ru» поговорила с представителями нескольких дилерских сетей о том, насколько выросла стоимость обслуживания гарантийных машин и как сильно цены в розничном секторе могут вырасти в ближайшее время.
По оценке заместителя гендиректора по производству компании «АРТЕКС» (дилер Land Rover и Jaguar) Романа Сурикова, пока цены в их сегменте рынка в России поднялись не так высоко, как вырос курс валют по отношению к рублю.
«Стоимость слесарных работ для гарантийных автомобилей была увеличена на 8% в связи с увеличением себестоимости нормочаса и выросшими расходами,
— рассказал «Газете.Ru» Суриков. — Дальнейший рост цен на услуги автосервисов также возможен в случае увеличения производственных расходов (свет, газ, электричество, топливо и так далее) и при повышении среднего уровня зарплат сотрудников».
Что касается запчастей, то, по словам Сурикова, их стоимость в среднем увеличилась на 10%. «Подорожание коснулось в основном нескольких групп товаров: повысилась стоимость кузовных деталей, некоторых агрегатов, — пояснил собеседник. — Рост цен на запчасти также возможен в случае дальнейшего роста курса валют».
Формирование цены на оригинальные запчасти, которые поступают со склада импортера и используются при проведении гарантийного техобслуживания и ремонта, по словам директора филиала «РОЛЬФ Сити Hyundai» Владимира Мирошникова, напрямую зависит от «входящей» цены поставщика.
«Пока дилеры получают запчасти по старым ценам, — рассказал «Газете.Ru» Мирошников. —
Но некоторые импортеры как массовых, так и премиальных брендов уже разослали новые прайс-листы, по которым будет происходить закупка в новом году.
Глобального повышения цен они не предусматривают. Стоимость запчастей и расходных материалов повысили выборочно — на 5–15% на отдельные позиции. Однако, по словам собеседника, если рубль продолжит дешеветь относительно доллара и евро, то можно смело ждать дальнейшего подорожания.
Что касается стоимости так называемых нормочасов, то, как поясняет Мирошников, некоторые автомобильные бренды устанавливают ее централизованно для своих дилеров. «Правда, некоторые импортеры отдают ценообразование на откуп дилерам, — уточняет Мирошников. — Мы пока не повышали стоимость нормочасов ни по одному из брендов, но возможно, цены будут скорректированы уже в ближайшее время. Если говорить о регламентных работах, то мы будем стремиться удержать цены».
При этом эксперт уверяет, что в последнее время произошло сокращение ценового разрыва между официальными дилерами и «серыми» СТО.
«Недавно мы проводили исследование рынка и выяснили, что на некоторых независимых станциях обслуживания автомобилей цены даже выше, чем у нас,
— рассказал Мирошников. – Это при том, что авторитет официального авторизованного дилера, стандарты обслуживания и гарантия на работы и запчасти, несомненно, создают для клиента дополнительную ценность».
По данным «Газеты.Ru», некоторые дилеры «РОЛЬФ» все же могли повысить стоимость работ по техобслуживанию более чем на 20%. Кроме того, примерно в этом же диапазоне выросли и цены на запчасти, которые меняются на официальных СТО дилера в ходе гарантийного техобслуживания. Так, озвученная сотруднику редакции «Газеты.Ru» стоимость проведения планового ТО на кроссовер марки Mitsubishi (включает замену моторного масла, масляного и воздушного фильтров) составила в ноябре почти 13 тыс. руб. При этом еще несколько месяцев назад за эти же виды работ и расходные материалы дилер просил порядка 9 тыс. руб.
В дилерских центрах ГК «Автоспеццентр», которая продает и обслуживает в России автомобили 14 ведущих мировых брендов, повышения цен на услуги сервиса в последнее время не было. Как заявил «Газете.Ru» один из представителей группы, подорожание коснулось лишь стоимости сезонных услуг, к примеру работ по шиномонтажу.
Вероятнее всего, рост цен на услуги сервиса может последовать в начале следующего года,
рассказал директор по послепродажному обслуживанию ГК «Автоспеццентр» (дивизион «ЭЛА») Валентин Коробельников: «В первую очередь подорожание напрямую связано с фондом оплаты труда специалистов и инфляционных рисков компании, а уже во вторую зависит от изменения общей рыночной стоимости услуг сервиса на конкурентном рынке нашего региона».
Как сильно могут подорожать услуги сервиса, собеседник не уточнил.
«Что касается стоимости запасных частей, то здесь стоит отметить тот факт, что мы полностью зависим от наших поставщиков, которыми являются дистрибьюторы, — заявил Коробельников. — Они же в свою очередь напрямую зависят от курсов валют, стоимости доставки и размеров таможенных платежей.
В ближайшее время ожидается также рост цен на запасные части для автомобилей корейских марок. Информации о размерах и датах изменения цен у нас, как правило, нет, и мы получаем информационные письма уже постфактум».
Напомним, что тема завышенных цен на ТО у официальных дилеров активно начала обсуждаться еще в 2011 году. Тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что все без исключения автомобильные дилеры в России пользуются своим положением на рынке и завышают расценки на проведение ремонта и техобслуживания, грубо нарушая таким образом антимонопольное законодательство. В ведомстве приняли решение создать рабочую группу, которая должна была заниматься проверкой деятельности автодилеров и затем, как предполагалось, налагать штрафы на провинившиеся компании.
Спустя почти полтора года, летом 2013-го, «Ассоциация европейского бизнеса» по рекомендации ФАС подготовила «Кодекс поведения» для автопроизводителей, который должен был регулировать их взаимоотношения с дилерами в России. Согласно документу, в числе прочего импортер не должен был диктовать продавцам стоимость нормочасов, а также не мог запретить своим дилерам использовать неоригинальные запчасти при ремонте негарантийных автомобилей. Однако, по словам экспертов, главным недостатком кодекса стал его рекомендательный характер.