Обвалившийся курс рубля, продолжающаяся программа утилизации и запланированное на следующий год автопроизводителями повышение цен на новые модели стали в ноябре стимулами роста продаж на российском рынке. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за прошлый месяц объем авторынка оказался всего на 1,1% меньше аналогичного показателя прошлого года. Для сравнения, в сентябре продажи упали на 20,1%, а в октябре — на 9,9%.
Ведущие автопроизводители, к примеру Hyunadi, KIA, Toyota, Nissan, Mitsubishi, а также премиум бренды, такие, как Acura и Porsche, смогли серьезно увеличить свои продажи как в сравнении с предыдущими месяцами этого года, так и относительно ноября 2013-го. Однако общий ажиотаж на российском авторынке не коснулся ряда брендов, как бюджетных, так и люксовых.
Наибольший спад среди самых популярных в России марок по итогам прошлого месяца показал «АвтоВАЗ». Продажи моделей Lada относительно ноября 2013 года сократились значительно сильнее, чем рынок в целом, — на 17%.
Всего в ноябре «АвтоВАЗ» реализовал 30,4 тыс. машин, хотя в предыдущие месяцы продавал примерно по 37 тыс. автомобилей.
В конце октября завод в Тольятти в течение восьми дней не продавал машины в рамках программы утилизации — компания исчерпала денежный лимит в 2 млрд. руб., который предоставлен государством в качестве компенсации по программе. Когда продажи были возобновлены, из списка моделей, реализующихся по программе, производитель убрал модель Granta, объяснив этот шаг высокой популярностью автомобиля, а также необходимостью обеспечить уже имеющиеся заявки на приобретение.
В результате продажи Granta — самой популярной до этого момента модели в России — существенно сократились в ноябре. Более того, впервые за последние два года Granta уступила звание самого продаваемого автомобиля в России модели KIA New Rio.
Не смог поправить свое положение в минувшем месяце китайский бренд Lifan, который планирует повысить цены на свои модели только с нового года. Компания продала менее 2 тыс. автомобилей, что на 21% меньше, чем было в ноябре 2013 года. Примерно такие же продажи фиксировались по этому бренду и в последние три месяца.
Не удалось нарастить продажи и марке Daewoo. По результатам прошлого месяца продажи этого бренда в России упали на 66% относительно ноября 2013 года и составили 1,8 тыс. единиц. С таким же показателем компания закрыла и октябрь. А вот в сентябре продажи Daewoo шли существенно лучше — за месяц было продано 2,3 тыс. машин.
Автомобили итальянского бренда Fiat, не пользовавшиеся особой популярностью у россиян и в докризисные времена, плохо продаются и сейчас. И это несмотря на скидки, предоставляемые дилерами в связи с уходом марки с российского рынка. В ноябре продажи производителя составили всего 670 автомобилей, что на 15% меньше, чем было в этом же месяце прошлого года. При этом бренд показывал негативную динамику и в течение последних нескольких месяцев.
Падение продаж, несмотря на оживление рынка, произошло не только у бюджетных брендов, но и некоторых марок премиум-сегмента. Так, объем продаж Audi в ноябре остался на уровне предыдущих месяцев — 2,6 тыс. машин. Относительно ноября 2013 года продажи ушли в минус на 23%. С начала года результаты производителя просели уже на 5% в сравнении с январем — ноябрем 2013-го.
Не увеличился поток покупателей и у официальных дилеров шведского бренда Volvo. В ноябре было продано 1,2 тыс. автомобилей этой марки, что на 2% меньше в сравнении с этим же месяцем прошлого года.
В сентябре и октябре текущего года производитель реализовывал на российском рынке примерно такое же количество новых машин.
Повышенный спрос в ноябре был зафиксирован на большинство брендов премиум-сегмента, однако у британской марки Jaguar продажи сократились на 15% в сравнении с ноябрем 2013 года. Всего за месяц было реализовано 123 седана этого бренда. При этом в сентябре производитель реализовал на нашем рынке 138 машин, а в октябре — 136 автомобилей.
Аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов считает, что на отсутствие положительной динамики роста продаж у разных брендов могут влиять несколько факторов. «Безусловно, в каких-то случаях играет роль ценовая политика производителя, — рассказал «Газете.Ru» Беспалов. —
Некоторые бренды уже повысили цены на свои ходовые модели, чем могли оттолкнуть покупателей.
Кроме того, к снижению продаж или отсутствию их роста у того или иного производителя могли, в частности, привести проблемы с поставками, из-за чего образовался дефицит популярных моделей».
Еще одним сценарием, который может привести к сокращению продаж в условиях общего роста авторынка, по словам собеседника, является нежелание производителя работать в текущих кризисных условиях на рынке. «Соответственно, кто-то из игроков может снижать объемы производства или поставок», — поясняет Беспалов.