Количество официальных дилерских центров по продаже автомобилей в России растет, несмотря на сокращение объемов рынка. На сегодняшний день общее число автосалонов в РФ достигло 4075. В 2014-м в стране стало на 124 дилера больше, чем было годом ранее. При этом с начала года закрылись 64 автосалона, но появилось 189 новых. Такие данные приводятся в отчете аналитического агентства «Автостат».
Эксперты отмечают, что в этом году существенно выросло число дилерских центров премиальных брендов — на 27 единиц. Так, все премиум-марки, за исключением BMW (-3 центра) и Cadillac (-1 центр), открыли в России по нескольку новых автоцентров. За последние же пять лет количество дилеров люксовых марок выросло почти в 1,5 раза — с 319 до 464.
Как поясняют аналитики агентства, этому способствует тот фактор, что объем продаж новых машин в сегменте «премиум» на данный момент уже в два раза превышает показатель докризисного 2008 года. В текущем году, когда рынок в целом сократился уже почти на 13%, общие продажи в сегменте остаются на уровне прошлого года — 180 тыс. реализованных автомобилей.
Что касается количества автосалонов массовых иностранных брендов, то, согласно отчету, их стало на 20 меньше, чем в прошлом году.
Среди иностранных массовых марок самые крупные сети раскинули Renault (167 центров), KIA (161) и Chevrolet (160). Наибольший прирост в текущем году показали дилерские системы Renault (+13 центров) и Volkswagen (+14). Также можно отметить расширение сетей Chrysler/Jeep (8 центров), Mitsubishi (8), Toyota (6) и Chevrolet (5). Кроме того, начала формироваться дилерская сеть нового бренда Datsun, которая сейчас насчитывает уже 20 центров.
В 2014 году продолжали быстро сокращаться сети марок Fiat (-30 центров) и Daewoo (-41).
«Основной процесс формирования дилерских сетей иномарок уже завершен. В последние годы идет «ротация» дилеров в пределах 5–10%», — поясняют в «Автостате».
Еще один тренд этого года — активный рост количества дилеров, торгующих автомобилями китайских производителей. С января в России появился 161 новый дилер китайских автомобильных брендов. Так, например, 27 новых центров открыл Lifan, по 25 — Haima и JAC, 45 — Changan.
Дилеров российских производителей стало на 44 меньше: закрылись 54 автоцентра Lada и один UAZ, а открылось только 11 центров GM-AVTOVAZ. Тем не менее у бренда Lada по-прежнему самая крупная дилерская сеть в стране — 382 автосалона.
В результате общее количество дилерских центров китайских марок (668) превысило число дилерских центров отечественных автомобильных брендов (667).
Эксперты, которых опросила «Газета.Ru», не предрекают дилерской отрасли успехов в ближайшем будущем, несмотря на то что число салонов в этом году выросло.
«На данный момент дилерская отрасль замедлила свое развитие, — рассказал «Газете.Ru» вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков. — Начиная с марта 2013 года на рынке наблюдается заметный спад объема продаж. По итогам 2014 года снижение уровня продаж достигнет, при оптимистичном прогнозе, 11–12%.
В настоящее время многие дилеры реализуют машины по себестоимости или работают себе в убыток. Выживает тот, кто обладает опытом работы, компетенцией и большим количеством дилерских центров, так как несколько автосалонов способны дольше работать в точке безубыточности».
По словам собеседника, в связи с кризисной ситуацией на рынке стоимость заемного капитала, который составляет около 50% от общих вложений в бизнес, растет, что негативно влияет на инвестиционную деятельность. «Это значит, что развития отрасли не будет — в худшем случае текущая деятельность дилеров перестанет приносить доходы», — резюмирует Моженков.
Директор дилерских центров Mercedes-Benz «Звезда столицы» Ольга Петрова также считает, что число авторизированных салонов в обозримом будущем будет сокращаться. «Если говорить о состоянии дилерской отрасли в целом, мы ожидаем сокращения количества ритейлеров, — сказала «Газете.Ru» Петрова. — В группе риска — монобрендовые автоцентры, работающие в массовом сегменте, а также дилеры с большой задолженностью».
Сокращаться, по словам Петровой, будет и число дилеров китайских брендов, у которых нет производства в России.
«Росту продаж китайских марок в 2014 году способствовало повышение цен на автомобили, — пояснила собеседница. — Рост юаня происходил не так стремительно, как доллара и евро, и китайцам было легче проводить свою традиционную политику демпинга. Но с сентября китайская национальная валюта стремительно дорожает. За три месяца она укрепилась на 27,5%, а с начала года подорожала на 48,7%. Это неизбежно приведет к серьезному повышению цен на китайские автомобили в начале следующего года и ударит по спросу. По данным «Автостата», в этом году свою дилерскую сеть развивали не очень популярные у нас Changan, JAC и Dongfeng. Ни у одного из них нет производства в России, и вряд ли китайцы будут торговать себе в убыток».