Жители Москвы недовольны ежегодно растущими пробками на дорогах и готовы поддержать меры для решения этой проблемы. Таковы результаты последнего опроса ВЦИОМ, проведенного 6–12 октября.
По данным исследования, высокую загруженность столичных трасс отметили 88% опрошенных, проблема пробок волнует 91% автовладельцев и 87% пассажиров наземного транспорта. Около двух третей жителей мегаполиса (67% участников опроса) заметили, что загруженность дорог в Москве за последние три года возросла. Как выяснили социологи, горожане заметили, что власти принимают меры по улучшению транспортной ситуации, но 68% из них считают, что делается недостаточно.
Для решения проблемы пробок жители города готовы поддержать расширение зоны платных парковок (26% полностью, 37% при определенных условиях).
Мнения москвичей по вопросу о введении платного въезда в некоторые районы города разделились: 49% поддерживают эту инициативу, 44% являются ее противниками.
Больше всего сторонников получила идея введения платы за проезд в зону Садового кольца (39%). В число других мер, которые многие жители столицы готовы поддержать, входят увеличение количества дорог с выделенной полосой для общественного транспорта, повышение штрафов за нарушение правил парковки, активизация работы эвакуаторов.
Столичные власти в настоящее время рассматривают различные варианты по разгрузке дорог в Москве, а окончательный выбор в департаменте транспорта города обещают сделать до конца года.
«На данный момент существует три варианта развития событий, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. — Первый – это строительство дорог. Но, как в ситуации с расширением Ленинского проспекта, люди начинают протестовать. Желающих закатать половину Москвы в асфальт нет.
Второй вариант – это ограничительные меры. В первую очередь он подразумевают платные парковки – это самый щадящий сценарий. На втором месте по сложности находится платный въезд.
Еще сложнее сингапурский сценарий, когда автомобильные номера продаются на аукционах. Или пример Токио, где нельзя купить машину, пока у тебя нет парковки. И третий вариант — это ничего не делать, но в таком случае всем придется стоять в пробках. Если есть еще какие-то варианты, то департамент транспорта готов их рассмотреть. Но, по мировому опыту, существуют только два первых варианта, то есть платные парковки и платный въезд в город. Но в любом случае окончательное решение должны принимать москвичи».
На официальном уровне столичные власти крайне осторожны в суждениях. «Один из вариантов, который успешно себя зарекомендовал, — это введение платного въезда. Это экспертное мнение. Мы его обязательно изучим. Посмотрим все минусы и плюсы. Говорить о том, что приняты уже какие-то решения, пока рано», — заявлял в августе глава департамента транспорта, заммэра Максим Ликсутов.
С такой же осторожностью на эту тему высказывался и мэр столицы Сергей Собянин, который еще в декабре прошлого года отметил, что, несмотря на положительный пример Лондона, прибегать к подобным мерам в Москве пока не планируется.
В то время как столичные власти воздерживаются от громких заявлений, глава ГИБДД России Виктор Нилов дал понять, что его ведомство готово поддержать и такие ограничительные меры. При этом он подчеркнул, что для введения платного въезда необходима поддержка самих жителей.
«Если такое решение будет согласовано с населением — почему бы нет?» — заявил он во вторник, отметив, что «все будет зависеть от того, что ляжет в основу этого решения».
Согласно опросу ВЦИОМа, помимо 49% сторонников взимания платы еще 44% выступают категорически против таких мер. При этом авторы опроса утверждают, то часть противников платного въезда также готовы поменять свою точку зрения при выполнении ряда условий. Не определились со своим отношением всего 6%.
Решение проблем глазами транспортных экспертов
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин:
«Если сложить квадратные метры всех шоссе и дорог в Москве и поделить их на количество машин в городе, то результат будет печальный. В Лондоне, Стокгольме, Сингапуре на душу приходится около 100 кв. м асфальта общего пользования – это шоссе, проспекты, без учета всех придомовых территорий. В Москве же эта цифра меньше 30 кв. м. И построить больше дорог невозможно: не хватит ни денег, ни места. Глобальный баланс изменить невозможно. Поэтому у города есть простой выход – ограничить проезд. Это может быть платный въезд, платная парковка, еще более жесткие меры, как в Сингапуре. Есть разные методы, и Москва должна их попробовать. Нужны меры ограничения автомобильной мобильности.
Платный въезд в «Москва-Сити», Бульварное кольцо сделать сложно, но можно. Есть множество способов его организации. От самого простого – организации считывания автономеров — до более технически продвинутых вариантов. Коллега Ликсутова из Дубая, с которым я только что говорил, уверен, что организовать платный въезд нетрудно, главное – принять это неприятное политическое решение, которое придется по душе далеко не всем».
Советник департамента общественного транспорта Сингапура Мохендр Сингх:
«На трафик в центре города влияет то, что люди, которые работают здесь, приезжают сюда на автомобилях. Москва должна следовать правилам, которые работают во всем мире. Если ездить в город будет становиться дороже, а за въезд в центр будет взиматься плата, как у нас в Сингапуре с 1975 года, то ситуация улучшится. Нужно поднимать цены за въезд в центр, а парковку ближе к центру делать дороже. Тогда водители задумаются, а стоит ли им вообще ехать в центр на автомобиле».
Исполнительный директор немецкой компании Wiener Stadtwerke, специализирующейся на развитии общественного транспорта, Габлиэль Домштитц:
«Руководству города придется создать тренд и поработать над тем, чтобы поездки на общественном транспорте вошли в моду. Люди должны знать, когда приедет автобус: если вы не знаете, приедет он через пять минут или через час, то, конечно, сядете за руль. Плата за парковку и так называемые сборы за пробки, то есть платный въезд в центральные районы, вошли в привычку у жителей мегаполисов по всему миру. Конечно, некоторые не будут довольны такими мерами, но угодить всем невозможно».
Профессор Высшей школы урбанистики Александр Высоковский:
«В настоящее время Москва не более чем на 50% обеспечена необходимым количеством улиц и магистралей. В ближайшее время расширение улиц невозможно: у города нет таких ресурсов, нужно что-то сносить. Один из самых доступных путей – изменение поведения населения. Необходимо убедить людей меньше ездить на автомобилях и больше — на общественном транспорте. Для этого нужно применять экономические инструменты, например платный въезд в город, платные парковки. Главное, чтобы все было правильно организовано. Платежи должны быть дифференцированы с учетом места жительства водителя и потребностей льготных групп населения».
Председатель Московского транспортного союза Юрий Свешников:
Нужно задаться вопросом, а для чего в первую очередь вводится платный въезд в город — для борьбы с пробками или же для пополнения бюджета? Исходя из ответа на этот вопрос, можно рассуждать дальше. Если это все-таки борьба с пробками, то нужно, чтобы платный въезд распространялся на все автомобили, включая машины чиновников. Тут есть масса нюансов: ведь все транспортные компании включат дополнительный сбор в цену товара и за все будут платить москвичи, у которых, возможно, даже нет автомобиля.