Машин станет меньше

Производство автомобилей в России сократится

Алина Распопова
В 2015 году производство новых автомобилей в России может сократиться на 15% из-за падающих доходов населения, считают эксперты. Они уверены, что сворачивать выпуск придется компаниям с низким уровнем локализации. Отечественный «АвтоВАЗ», напротив, может увеличить объем производства на треть. Автокомпании отказываются раскрывать свои планы, но признают, что прогнозировать объем выпуска сейчас — это гадать на кофейной гуще.

При самом оптимистичном развитии событий в 2015 году рынок новых автомобилей в России просядет на 5%, пессимистичный же предполагает сокращение продаж на 10–15%. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». Эксперты уверены, что из-за падения спроса автокомпаниям придется ощутимо скорректировать свои планы и снизить объемы выпуска. Сами производители признаются, что в России пределы долгосрочного планирования ощутимо короче по сравнению с другими странами и составляют от трех до пяти лет. «Газета.Ru» выяснила, чего ожидают профессионалы рынка в новом году, насколько может упасть выпуск новых автомобилей и какие бренды, напротив, будут наращивать мощности.

«Как показывает практика, на российском рынке планирование следующего года уже является занятием, близким к гаданию на кофейной гуще, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Skoda.

— Планирование и финальное бюджетирование следующего года по продажам и производству обычно происходит в конце третьего — начале четвертого квартала».

При расчете планов продаж на следующий год оценивается общая экономическая ситуация и факторы, влияющие на рост или сокращение рынка. Если ситуация начинает меняться, то меняются и планы продаж и производства. Драйвером этих процессов является рынок, включая действия игроков и регуляторов.

«Во времена активного развития дилерской сети фактор появления новых дилеров был значительным, — отметили в Skoda. — В настоящее время все основные игроки уже имеют развитые дилерские сети, и этот фактор играет все меньшую роль. Он будет существенным только для новичков на российском авторынке, к которым можно отнести китайские компании».

Важную роль в планировании продаж в новом году сыграют новые модели или фейслифты. Они могут подстегнуть спрос не только на новинки, но и на другие модели того же производителя.

«При этом новые модели являются точкой приложения дополнительного внимания и забот для производства, — сказали в Skoda. — Ведь спрос может резко скакнуть вверх при объявлении начала продаж. В то время как производство новой модели начинается постепенно и разгоняется до планируемых объемов в течение некоторого времени».

Планы «АвтоВАЗа»

Как стало известно СМИ, в планах «АвтоВАЗа» на 2015 год значится увеличение объема производства на 27%.

По сообщениям инсайдеров, президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон сделал соответствующее заявление на встрече с сотрудниками. Он отметил обещанное аналитиками падение спроса в результате дальнейшего ухудшения конъюнктуры рынка. По пессимистичному прогнозу, оно составит до 15% продаж. Тем не менее

завод собирается увеличить производство автомобилей с 544 тыс., запланированных к выпуску в 2014 году, до 692 тыс. в 2015-м — 452 тыс. машин марки Lada, 110 тыс. Renault, 90 тыс. Datsun и 40 тыс. Nissan.

При этом, как сообщил Андерссон на встрече с коллективом, в 2015 году «АвтоВАЗ» не планирует сокращений персонала. Он признал, что назрел вопрос повышения зарплаты, но сначала, по его словам, компанию необходимо вывести на прибыльность до 10–15%.

В пресс-службе Renault от прогнозов объемов производства в 2015 году отказались, отметив, что план на следующий год в компании обычно утверждается в конце декабря.

«Производственный план может корректироваться в соответствии с ситуацией на рынке, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Renault. — У нас гибкая производственная линия, она позволяет менять соотношение выпуска той или иной модели в зависимости от клиентского спроса. В будущем на заводе появятся новинки, но мы пока не говорим, какие и когда точно».

Hyundai

На первом российском заводе Hyundai план производства на 2014 год выполняется в полном объеме, предприятие по-прежнему работает в три смены, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.

«Если говорить о нашем модельном ряде, то основным нашим бестселлером является Solaris, — отметили в пресс-службе Hyundai. — Данная тенденция будет сохраняться и в следующем году. Также мы подготовили ряд новинок, в том числе относящихся к наиболее востребованным сегментам. Цены на них будут определены ближе к дате запусков. На данный момент специалисты занимаются анализом рынка и определением текущей ситуации».

Ford

В Ford Sollers «Газете.Ru» рассказали, что стараются быстро реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке и соответствующим образом корректировать стратегию.

«На производственные планы влияют такие факторы, как изменение курса национальной валюты, предпочтения потребителей и общая конъюнктура рынка, — отметили в Ford Sollers. —

В наших планах на этот и следующий годы — активно расширять модельный ряд, выводя на рынок шесть новых автомобилей, пять из которых будут производиться в России с высокой степенью локализации».

UAZ

В компании UAZ «Газете.Ru» заявили, что в 2015 году будут ориентироваться на модернизацию производственной площадки и развитие семейства Patriot.

«Никаких изменений в производственных планах у нас нет, — отметили в пресс-службе UAZ. — У нас обязательно появятся спецверсии Patriot, потому что автомобили пользуются хорошим спросом».

Мнение экспертов

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков уверен, что автокомпании будут корректировать производственные планы в ситуации, когда доллар сильно укрепился к рублю.

«Объемы производства будут завязаны на объемы потребительского спроса. Очевидно, что когда реальные доходы населения не растут, а снижаются, сокращение спроса, безусловно, произойдет, — заявил Рожков «Газете.Ru».

– Можно предположить, что производство снизится на 15%. При этом сегмент автомобилей среднего класса просядет сильнее, несмотря на то что сможет рассчитывать на поддержку государства в виде программ по утилизации. Сегмент бизнес-класса будет проседать меньше».

Аналитик уверен, что массовых сокращений на заводах в 2015 году не произойдет.

«В этом году автокомпании столкнулись с падением продаж, — говорит Рожков. —

Так, к примеру, Sollers и «АвтоВАЗ» уже оптимизировали количество персонала, и в следующем году массовых сокращений уже не будет.

Падение рынка в следующем году компании не будут воспринимать как тренд. Это остаточное влияние, которое произошло из-за обвала цен на нефть, ослабления рубля и снижения экономики. Большинство участников рынка не считает эти факторы долгосрочными. Падение закончится уже в 2015 году, и ко второй половине года можно ожидать восстановление потребительского спроса на товары длительного пользования».

При этом эксперт считает, что планы «АвтоВАЗа» по наращиванию объемов производства за счет выпуска автомобилей нескольких марок вполне реалистичны.

В свою очередь, по мнению аналитика «ВТБ Капитал» Владимира Беспалова, в случае падения продаж на 15% автокомпаниям придется снижать объемы производства. Прежде всего эта тенденция коснется заводов иностранной сборки с низким уровнем локализации.

«Компании могут переходить на меньшее количество смен или сокращение рабочей недели.

Все будут подстраиваться под ситуацию и сокращать издержки, но в случае существенного падения спроса избежать их не удастся.

В целом сокращение производства будет меньшим, чем падение рынка. При этом UAZ и «АвтоВАЗ» вряд ли потеряют свои позиции на рынке, — полагает Бесплов. — Вполне возможно, что из-за девальвации рубля «АвтоВАЗ» даже сможет нарастить объемы производства».