Российский автомобильный рынок в 2015 году ждут непростые времена. Пока автопроизводителям удается искусственно поддерживать спрос на уже представленные модели. Это делается путем предоставления колоссальных скидок и продаж по программам утилизации и trade in.
Стремительно дешевеющий рубль приводит к значительному подорожанию поступающих на рынок новинок. Скидок на них ждать не придется, программа утилизации прекратит свое действие уже до конца текущего года, а о новых планах по поддержке авторынка пока ничего не известно. А ведь именно на успех своих свежих моделей большинство автокомпаний возлагают свои основные надежды по наращиванию объемов продаж.
На фоне курса евро, приближающегося к 60-рублевой отметке, автопроизводители стараются сохранять позитивный настрой.
Однако большинство из них признают, что роста цен в скором будущем избежать не удастся, и считают настоящее время наилучшим временем для покупки автомобиля.
Так, в компании Ford Sollers отметили, что стараются минимально перекладывать эффект от девальвации рубля на плечи потребителя, однако в течение 2014 года были вынуждены скорректировать цены в сторону увеличения в среднем на 5%.
«Текущая программа утилизации и trade in от Ford полностью компенсирует эту разницу и предлагает автомобили на 15–25% выгоднее, — пояснили в пресс-службе «Газете.Ru». — Данная программа уже помогла Ford увеличить рыночную долю на 30%».
В свою очередь в компании Mercedes-Benz «Газете.Ru» сказали, что пока не готовы говорить о том, как могут измениться цены на автомобили в ближайшее время, поскольку положение евро весьма неопределенно.
«Цены будут определять наши продакт-менеджеры, — сказали в пресс-службе Mercedes-Benz. —
Если евро будет расти, то рост цен — это естественный процесс.
Все будет зависеть от спроса и предложения, и, насколько могут вырасти цены, остается непонятным. Сейчас подходящий момент для покупки автомобиля: дилеры дают хорошие скидки».
В компании Volkswagen воздерживаются от прогнозов на 2015 год.
«Мы следим за ситуацией на рынке и реагируем на нее по мере необходимости, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Volkswagen. — Что будет в 2015 году, никто точно сказать не может. Мы бы не хотели делать необоснованные прогнозы. Три основных бестселлера марки Volkswagen — Polo седан, Jetta и Tiguan — производятся в России. Разумеется, локальное производство в меньшей степени зависит от валютного колебания по сравнению с автомобилями и запчастями, которые мы импортируем».
В компании Kia «Газету.Ru» уверили, что к настоящему моменту стоимость автомобилей не увеличилась, но признались, что без повышения цен не обойтись.
«Большая часть автомобилей Kia производится в России, и часть себестоимости у нас в рублях, но это, к сожалению, не компенсирует всех потерь, которые появились из-за девальвации рубля, —
отметил управляющий директор Kia Motors RUS Артем Гусаров. — Мы внимательно мониторим ситуацию с курсом рубля и не исключаем возможность повышения цен в будущем. За счет производства в России мы можем сдерживать рост цен, однако в текущей ситуации негативный эффект от падения курса рубля слишком серьезный. Совершенно очевидно, что для тех, кто планировал покупку Kia, сейчас наилучший момент».
В Toyota «Газете.Ru» рассказали о том, что в компании существуют плановые пересмотры цен, которые происходят два раза в год — в начале года и в середине. «Это зависит от спроса и рыночной ситуации, — пояснили в пресс-службе российского офиса Toyota. — Что касается текущей ситуации, то на данный момент планов по повышению цен нет. Никакой паники нет».
Между тем пока ряд автопроизводителей все-таки готовятся к повышению цен, китайские компании планируют удержать текущие цены, повысив тем самым свою конкурентоспособность. Так, в компании Chery «Газете.Ru» сообщили, что в текущем году продолжают работать по заявленным ценам и автомобили не дорожали.
«В ближайшее время у нас намечена встреча с руководством компании, но пока речь об увеличении цен не идет, — рассказали в пресс-службе Chery. — Мы начали выводить автомобили на рынок в то время, когда доллар и евро уже росли, но не меняли заявленные цены. Chery — интернациональная компания, и колебание курсов на ней отражается в любом случае. В компании обеспокоены этим вопросом, но никакой паники нет.
В то время как европейцы вынуждены повышать свои цены, мы планируем их удержать, и наши автомобили станут еще более привлекательными по сравнению с конкурентами».
В свою очередь аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков уверен, что большинству автомобильных брендов, представленных в России придется поднять цены вслед за падением курса рубля по отношению к доллару и евро. При этом рубль потерял свои позиции и по отношению к другим валютам.
«Повышение курса евро приведет к стоимости автомобилей, — рассказал Рожков «Газете.Ru». — Эта тенденция затронет и те иностранные бренды, которые собирают свои машины в России.
Дело в том, что уровень локализации их производства достает в лучшем случае на 40%, а некоторые локализованы только на 15–20%. Цены на автомобили будут повышаться и в дальнейшем, если не произойдет укрепления рубля. Все марки в любом случае будут вынуждены пойти по этому пути. Поскольку рубль ослабляет свои позиции не только относительно доллара и евро, но, к примеру, и относительно японской иены. Это приведет к росту стоимости автокомплектующих и, как следствие, росту стоимости конечных автомобилей».
Эксперт уверен, что настоящее время — самое удачное для покупки автомобиля. Дело в том, что на складах дилеров пока осталось достаточно автомобилей, которые предлагаются по старым ценам и с хорошими скидками.
«В настоящее время рост цен на автомобили не так заметен, поскольку рынок находится под влиянием эффекта конца года, — говорит Рожков. —
Дилеры, которые чувствуют, что не могут продать свои автомобили, предоставляют серьезные скидки. Но с нового года, особенно с весны, это будет особенно заметно. Весна — это высокий сезон, в продажу будут поступать новые автомобили 2015 года, смысла делать скидки на них не будет.
Возможность купить неподорожавший автомобиль есть сейчас и, возможно, в начале года, если еще сохранятся стоковые запасы.
Аналитик прогнозирует, что для автомобильных брендов, которые продают машины дороже 700 тыс. руб., наступят непростые времена. В то же время он уверен, что «АвтоВАЗ» будет укреплять свои позиции и наращивать объемы производства.
«В России следующий год будет сложным, особенно для иностранных автомобилей с ценником выше 600–700 тыс. руб., — говорит Рожков. — Спрос на эти марки будет падать сильнее. Доходы населения в России не растут, а цены увеличиваются. Кроме того, банки повышают процентные ставки по автокредитам, что делает машины еще более недоступными. В таких условиях автопроизводители будут вынуждены сокращать свои издержки, чтобы показать прибыль. Можно ждать небольших сокращений персонала, кроме того, автокомпании будут требовать от поставщиков скидок на запчасти, чтобы хоть как-то сдержать рост цен.
При этом у «АвтоВАЗа» ситуация будет гораздо лучше в силу двух причин.
Во-первых, программа утилизации, скорее всего, будет продлена в следующем году. Главным ее бенефициаром станет «АвтоВАЗ», на долю которого в 2014 году уже пришлось около 40% всех проданных по этой программе автомобилей. Также в 2015 году сотрудничество «АвтоВАЗа» с Renault Nissan выйдет на новый уровень: их производственные мощности будут более загружены, чем в 2014 году, и совокупный выпуск альянса увеличится.