Крымский мост превращается в туннель

Крымские чиновники заявили о возможности строительства туннеля под Керченским проливом вместо моста

Строители могут проложить через Керченский пролив не мост, а туннель. О такой возможности заявили министр по делам Крыма Олег Савельев и председатель совмина Крыма Георгий Мурадов. Чиновники считают, что мост может быть опасен из-за сложных погодных условий, а его строительство обойдется в несколько раз дороже, чем стоимость туннеля. Однако эксперты считают опасения чиновников беспочвенными, а разговоры о дешевизне туннеля — поверхностными.

Двое работающих в Крыму высокопоставленных чиновников неожиданно заявили, что строить мост через Керченский пролив может быть опасно из-за сложных погодных условий в регионе. Более безопасным и дешевым решением может стать прокладка туннеля через пролив.

«У нас есть предложения китайских, канадских корпораций, которые строили многочисленные туннельные и мостовые переходы, — заявил председатель совета министров Крыма Георгий Мурадов. — Они четыре-пять лет уже работают на этом направлении и четко нам говорят, что мост строить просто там опасно, потому что минимум месяц в году, отдельными периодами, он работать не будет из-за штормовых ветров, из-за ледяных дождей в зимнее время. Поэтому нужно строить модульный гибкий туннель, который является туннелем верхнего залегания в песчаных грунтах».

Чиновник уточнил, что, по его данным, строительство туннеля обойдется примерно в 60–80 млрд руб.

С похожим заявлением в четверг выступил и министр по делам Крыма Олег Савельев, который сказал, что не исключает возможности кардинальных изменений в планах соединения через Керченский пролив.

«Рассматриваются все варианты, в том числе и строительство туннеля и моста, и варианты створа, в который пойдут эти строительства, — сообщил Савельев журналистам. — Насколько мне известно, эти вопросы рассматривались специально созданной рабочей группой, в том числе с привлечением международных экспертов».

Министр пояснил, что, несмотря на уже одобренные основные предварительные проектные решения, возможности их изменения при появлении каких-либо дополнительных обстоятельств вовсе не исключены.

«Соответственно я не исключаю, что возможны и такие кардинальные изменения, как туннель, а не мост.

Изменения в том числе по створу прохождения этой переправы. Другое дело, что при любых решениях нужно понимать и срочность этого вопроса, и, конечно, те затраты, которые бюджету придется понести», — сказал Савельев.

По его словам, окончательное решение по этому вопросу должно быть принято в ближайшее время.

Между тем еще совсем недавно решение о строительстве моста казалось незыблемым — правительство даже подготовило соответствующее постановление, заложив на всю стройку около 228,3 млрд руб.

В пресс-службе Министерства по делам Крыма «Газете.Ru» не смогли предоставить дополнительных разъяснений по заявлению министра. «Проект по строительству транспортного перехода через Керченский пролив разрабатывает государственный заказчик — Росавтодор. Решения, которые будут предложены агентством и одобрены правительством РФ, будут профинансированы в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», — отметили в пресс-службе.

Ранее о целесообразности строительства под Керченским проливом именно туннеля заявлял влиятельный российский бизнесмен Геннадий Тимченко — его компания «Мост» занималась возведением крупнейшего в России вантового моста на остров Русский во Владивостоке.

В августе этого года предприниматель заявил о готовности построить такой туннель всего за 40 млрд руб., что почти в шесть раз дешевле в сравнении с той суммой, которую планируется потратить на мост.

По словам Тимченко, туннель выгодно отличается от проекта строительства моста не только значительно меньшей стоимостью, но и сроками выполнения работ — прокладка туннеля может занять максимум три года.

Впрочем, проект моста предусматривает, что он будет сдан в эксплуатацию примерно в те же сроки — в 2018 году.

В Росавтодоре «Газете.Ru» пояснили, что на данном этапе, пока технико-экономическое обоснование проекта по строительству моста еще не принято, проект теоретически может быть отклонен в пользу другого варианта.

«Однако на данный момент никаких реальных альтернатив принимаемому нами сейчас проекту нет, несмотря на то что мы продолжаем выслушивать предложения всех участников рынка, — пояснили в пресс-службе ведомства. — Проект строительства туннеля, предложенный ранее компанией VTG, обсуждался в Росавтодоре. В результате дискуссии обе стороны пришли к выводу, что предложение требует более тщательной проработки».

«В ходе обсуждения вариантов строительства было три основных критерия: надежность сооружения, скорость строительства и технико-экономические обоснования, — рассказал «Газете.Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций «РОДОС» Олег Скворцов. — Более 40 крупных экспертов сошлись во мнении, что единственно возможный вариант, удовлетворяющий всем требованиям, — это мост. Туннели не рекомендуется прокладывать на такой глубине в зоне тектонического разлома».

Заявления чиновников по поводу опасности строительства моста из-за частых неблагоприятных погодных условий, по словам Скворцова, беспочвенны с технической точки зрения.

«Дело в том, что заинтересованные круги на любых условиях хотят получить заказ на строительство, лоббируют свои идеи, и это порождает такие заявления,

— отмечает эксперт. — Что касается стоимости проектов, то тут сравниваются несопоставимые вещи — берется стоимость одного туннеля, без учета создания подходов к нему. Кроме того, как правило, строительство туннелей в таких геологических условиях, как в Керчи, оказывается на самом деле значительно дороже».

Напомним, в июле этого года правительство России заявило, что окончательно определилось с местом и сроками строительства моста через Керченский пролив. От прокладки туннеля эксперты госкомпании «Автодор» отказались из-за дороговизны строительства и эксплуатации, а также из-за повышенных требований к безопасности движения в туннеле и сложностей проведения строительных работ под Керченским проливом.

Мост планируется построить через Тузлинскую косу. Транспортный переход должен включать в себя проезд для автомобильного транспорта по нормативам автомобильных дорог общего пользования первой категории с четырьмя полосами движения, а также два пути железной дороги.

Пока же транспортная связь между полуостровом и материковой частью России осуществляется только посредством пассажирского и грузового паромного сообщения через Керченский пролив.