О том, как сотрудники ДПС с помощью «живого щита» пытались задержать нарушителя на МКАД, рассказал на своей страничке в Facebook очевидец инцидента Владислав Яковченко. По его словам, инцидент произошел около 23.00 22 октября на внутренней стороне МКАД от Профсоюзной улицы до Волоколамского шоссе.
«В районе выезда на Минское шоссе инспекторы ГИБДД перекрыли три крайних правых полосы, вследствие чего образовалась небольшая пробка, которую я проскочил в левом крайнем ряду, — пишет Яковченко, управлявший своим Nissan Pathfinder. — Далее в районе 56-го км движение перекрыл инспектор ДПС, выйдя на середину дорожной части, держа жезл вертикально вверх. Как выяснилось позже, по словам потерпевших и очевидцев, справа на обочине МКАД стоял патрульный автомобиль ДПС с включенными проблесковыми маяками. Я остановился в крайнем левом ряду».
По словам Яковченко, примерно через пять минут он услышал сзади звуки клаксона и, посмотрев в зеркало заднего вида, увидел, как на большой скорости между крайним левым рядом и разделительным отбойником несется темная иномарка. «Бьет меня в левый задний угол моей машины, потом отъезжает назад и бьет еще раз, — рассказал водитель. —
Я заметил, что за рулем автомобиля — как позже выяснилось, Audi А8 — сидел совершено неадекватный человек, находящийся скорее всего в наркотическом опьянении, похожий на кавказца, и что-то кричал на непонятном языке.
Пытаясь протиснуться между моей машиной и отбойником, еще раз сдает назад и таранит стоящие справа автомашины. В это время подлетают два-три экипажа ДПС, из них выскакивают несколько сотрудников и пытаются задержать это неадеквата, но у них получается что-то похожее на танец с саблями вокруг этой «Ауди», а вместо сабель — автоматы».
После этого водитель Audi, подавая вперед-назад, «круша все на своем пути», все-таки прорывается через заслон и скрывается.
«После чего сотрудники ДПС прыгают в свои автомобили и устремляются в погоню, даже не поинтересовавшись, есть ли пострадавшие в этом побоище, — утверждает водитель Nissan. — Всего было повреждено в разной степени более восьми автомобилей.
Инспектор, который перекрывал движение, спрятался за стоявшую справа фуру. Видать, никто уже не хочет быть героем».
По словам очевидца, через 20 минут на место массового ДТП прибыли другие сотрудники ГИБДД для оформления протоколов об аварии. Тем, кто мог самостоятельно двигаться, предложили подъехать на пост ДПС на 52-м км МКАД для дальнейшего разбирательства.
Там, по словам Яковченко, неизвестный майор полиции заявил ему, что это не сотрудники ГИБДД перекрывали МКАД, назвав упомянутого полицейского, вышедшего с жезлом на трассу, «фейком».
«Мы можем жаловаться на их действия прямо в Европейский суд по правам человека или искать самостоятельно водителя Audi с поддельными номерами и предъявлять материальные претензии к нему», — пишет водитель Nissan.
Как выяснил автомобилист, крупное ДТП не попало в отчеты ГИБДД. «В сводке по городу его нет, а пострадало не восемь, а одна машина — и то не серьезно», — отметил Яковченко.
Позже брошенную Audi все-таки нашли на Рублевском шоссе. У иномарки оказались пробиты два колеса.
«На руки нам выдали бумажку о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неустановленного лица, управлявшего автомобилем «Ауди» с поддельными номерными знаками. Уважаемые друзья, я хочу узнать, в какую инстанцию написать благодарность на героические и очень профессиональные действия сотрудников ДПС, которые не щадя своего толстого, мозолистого живота, защищают нас, таких беспечных водителей, имеющих неосторожность передвигаться по дорогам ночью», — резюмирует он.
В Управлении ГИБДД ГУ МВД по Москве «Газетe.Ru» сообщили, что в настоящее время по факту инцидента проводится проверка, а за подробностями для оперативности посоветовали обратиться в пресс-службу МВД по Москве. Однако в пресс-службе столичного ГУ МВД «Газете.Ru» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, попросив прислать официальный запрос.
Юрист коллегии правовой защиты автовладельцев Александр Рыбалко считает, что у водителей есть все основания для того, чтобы обратиться в суд для возмещения ущерба.
«Если будет доказано, что сотрудники ГИБДД совершили противоправные действия и дали указание людям поставить свои машины таким образом, чтобы создать пробку, с сотрудников полиции можно будет потребовать возместить ущерб, — рассказал Рыбалко «Газете.Ru».
– А их действия были противоправны, поскольку законом о полиции пресечение преступлений возложено исключительно на сотрудников полиции, но никак не на граждан.
Здесь не усматривается никакой необходимости в том, чтобы водители выполнили указания сотрудников ГИБДД и выстроили свои автомобили таким образом, чтобы они выполнили функцию ограждения. Пусть используют свои!»
Юрист обратил внимание на причинно-следственную связь — причиной ДТП стало распоряжение сотрудников ГИБДД. Без этого приказа ДТП просто не случилось бы.
Напомним, что за последние годы происходило несколько резонансных случаев, когда сотрудники ГИБДД использовали автомобилистов.
В марте 2010 года в Москве инспекторы ДПС, пытаясь задержать преследуемых ими борсеточников на Audi, начали останавливать водителей и организовали из их автомобилей заслон. Однако иномарка протаранила «живой щит» и поехала дальше. Борсеточников удалось задержать только через несколько дней. В ГИБДД сначала категорически отрицали, что инспекторы организовали «живой щит» из машин проезжавших автомобилистов, речь-де шла только о попытке «искусственно создать пробку» и таким образом задержать преступников. Однако позже столичные ГИБДД и ГУВД Москвы принесли водителям свои извинения, а Mercedes Станислава Сутягина был отремонтирован за государственный счет.
Тогда глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев, ныне возглавляющий МВД России, освободил от занимаемой должности командира этого полка ДПС подполковника милиции Александра Козлова, а начальнику УГИБДД ГУВД по Москве генерал-майору милиции Сергею Казанцеву был объявлен строгий выговор.
Спустя пять месяцев Казанцев ушел с должности. В отношении гаишника, организовавшего «живой щит» на МКАД, было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, суд его приговорил к одному году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Пострадавшие в тот день водители посчитали, что отправлять в тюрьму инспектора было не обязательно.
В апреле 2012 года похожий эпизод произошел на 74-м км МКАД. Тогда, чтобы остановить пьяную 26-летнюю девушку, мчавшуюся на огромной скорости на своем «Мерседесе», полицейские вновь решили организовать «живой щит». Инспектор ДПС с жезлом в руках затормозил все ряды и приказал водителям оставаться на своих местах. При этом служебный автомобиль ДПС с включенными проблесковыми маячками, но без работающей сирены, заблокировал дорогу, разъезжая туда-сюда перпендикулярно направлению движения. Однако нетрезвая девушка не сумела вовремя затормозить и на огромной скорости протаранила стоявшие в качестве щита автомобили. В общей сложности серьезные повреждения получили шесть машин, включая автомобиль ДПС. Кроме того, двое автомобилистов получили серьезные травмы и были госпитализированы.
Еще один громкий инцидент с организаций «живого щита» произошел в декабре 2013 года в центре Екатеринбурга. Тогда гаишники устроили погоню за черной «девяткой», двигавшейся без включенных фар. Требование остановиться водитель игнорировал, и инспекторы выстроили на дороге заслон из нескольких автомобилей, которые на всем ходу протаранил водитель «девятки», разбив два гражданских автомобиля. В машинах в этот момент находились люди. Свердловская прокуратура посчитала, что сотрудники ГИБДД не нарушили закон, а, наоборот, спасали автомобилистов от еще более тяжких последствий.