По эвакуации и ГИБДД ударят штрафами

За нарушения при эвакуации автомобилей должностных лиц могут начать штрафовать

Сотрудников ГИБДД и водителей эвакуаторов могут начать штрафовать за отказ вернуть эвакуируемый автомобиль его владельцу. Как стало известно «Газете.Ru», подобную инициативу собирается внести на рассмотрение Госдумы депутат Вячеслав Лысаков. Парламентарий намерен добиться внесения важных изменений в статью КоАП об эвакуации, что позволит штрафовать должностных лиц за нарушение на 20 тыс. рублей.

Для должностных лиц, причастных к эвакуации автомобилей, в скором времени могут появиться штрафные санкции за отказ водителю в возврате погруженного на эвакуатор автомобиля. Влиятельный депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, известный возвращением «промилле» для водителей, намерен внести соответствующий законопроект в нижнюю палату уже на следующей неделе. Депутат считает, что, поскольку конфликты между водителями и службой эвакуации в последнее время участились, необходимы изменения в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).

Как рассказал «Газете.Ru» сам Лысаков, злоупотребление сотрудниками полиции, инспекторами «Московской административной дорожной инспекции» (МАДИ) и самими эвакуаторщиками своими полномочиями должно пресекаться. «В последнее время мы видим в Москве много случаев, когда должностные лица не возвращают эвакуируемый автомобиль владельцу, даже если он успел прийти к месту парковки до того, как эвакуатор начал движение на спецстоянку, — сообщил парламентарий. — Чтобы этого не происходило, мы предлагаем четко прописать в законе, с какого момента начинается процесс эвакуации.

Если автомобилист успел подойти к своей машине до того, как эвакуатор тронулся с места и поехал на спецстоянку, то автомобиль ему должны возвращать. Если это будет указано в законе, то можно будет штрафовать лиц, причастных к подобному нарушению прав автомобилистов».

Депутат напомнил, что согласно существующему законодательству, а именно ст. 12.35 КоАП РФ, применение к автомобилистам не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение пользования машиной либо ее эксплуатации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2 тыс. руб., а на должностных лиц — 20 тыс. руб.

«Если инспектор ГИБДД или МАДИ, а также водитель эвакуатора нарушает этот закон, то должен быть оштрафован, — говорит Лысаков. —

Сотрудников правоохранительных органов у нас сейчас не штрафуют. Тем не менее можно начать делать это как раз в рамках 12-й статьи КоАП, и если такая мера со временем докажет свою эффективность, то стоит распространить ее и на другие главы кодекса».

Депутат считает, что доказать подобное нарушение водитель эвакуируемой машины сможет без проблем. «Тут будет достаточно свидетельских показаний или фото- и видеосъемки нарушения», — поясняет Лысаков.

Стоит отметить, что на данный момент в Госдуме уже зарегистрированы три законопроекта о платной эвакуации. Так, депутаты из ЛДПР предлагают запретить возможность эвакуации транспортного средства на штрафстоянку, если оно может быть перемещено в ближайшее место, где оно не будет создавать препятствий движению других автомобилей или пешеходов. Согласно еще одной инициативе, эвакуация машин должна стать бесплатной. Депутаты от партии «Справедливая Россия» предлагают радикально решить существующие проблемы и вообще запретить эвакуацию машин.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин недавно заявил, что все инициативы будут вынесены на одно из ближайших заседаний Госдумы — 11 ноября.

Однако, как отмечает Лысаков, с рассмотрением этих документы придется подождать до конца ноября. «Альтернативная этим законопроектам инициатива, которую мы внесем в ближайшие дни, должна получить отзывы субъектов Федерации — на это отводится один месяц. Только после этого все законопроекты по этой теме могут рассматриваться вместе, как альтернативные».

Депутат считает инициативы своих коллег популистскими и уверен, что нельзя отказываться от эвакуации машин.

«Отменять эвакуацию нельзя, в таком случае на дорогах начнется беспредел — водители станут парковаться в пять рядов,

— поясняет депутат. — По такой логике можно вообще предложить отменить ПДД, но тогда у нас дорожное движение станет как в Индии».

Директор по стратегическому развитию ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Ксения Бродуленко считает инициативу правильной.

«Это абсолютно логично. Если инициатива будет принята, то те правила, которыми мы и так руководствуемся сейчас, будут закреплены на законодательном уровне», — заявила «Газете.Ru» Бродуленко.

Глава проекта Probok.net Александр Шумский также поддерживает инициативу депутата Лысакова.

«Было бы здорово прописать норму, которая регулирует возврат автомобиля, — на сегодняшний день она не прописана, — заявил Шумский «Газете.Ru». — В настоящий момент в КоАП РФ указано, что транспортное средство задерживается до момента устранения причины задержания. Но в таком случае, если водитель, оплативший штраф, находит свою машину уже посередине пути на штрафстоянку, то по идее ему автомобиль должны вернуть, ведь причину задержания он устранил. Очевидно, что так делать тоже нельзя и должны быть соблюдены определенные критерии. Но до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, машину водителям нужно возвращать. И любая ответственность для служб эвакуации, безусловно, нужна в свете последних событий».

По словам эксперта,

сотрудники службы эвакуации стараются выполнить определенный план и сознательно не возвращают машины автолюбителям, которые успевают прибыть на место, где они припарковались, до начала транспортировки машины на спецстоянку.

«Водители эвакуаторов часто нарушают правила дорожного движения — их за это никто не штрафует и в Госавтоинспекции прослеживается полное безразличие к этим нарушениям», — отмечает Шумский.

Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что инициатива Лысакова не решит существующей проблемы.

«Эвакуаторщики легко найдут способ обходить такой закон, — рассказал «Газете.Ru» Травин. — Представьте, владелец авто подходит к инспектору, оформляющему протокол об эвакуации, и просит вернуть машину, а водитель эвакуатора, видя это, специально трогается с места. Формально он уже начал движение и машину отдавать водителю не должен».

По мнению Травина, нужно законодательно обязать службу эвакуации отдавать машины владельцам там, где они попросят. «Нарушение устраняется как раз в тот момент, когда эвакуатор вместе с машиной уезжает на спецстоянку, — поясняет собеседник. — А согласно ст. 35 Конституции РФ, никто не имеет права задерживать имущество гражданина, если его пользование не нарушает ничьих прав. Поэтому автовладелец вправе получить свою машину обратно в любой момент, даже если эвакуатор успеет доехать до ворот спецстоянки».

Отметим, что активное обсуждение необходимости изменения законодательства о работе эвакуаторов среди парламентариев и экспертов началось после недавнего резонансного инцидента с московским водителем Константином Алтуховым, который почти сутки препятствовал эвакуации своей машины, отказываясь выходить из салона. После этого случая другие водители в Москве стали следовать примеру Алтухова, забираясь в свои автомобили, уже погруженные на эвакуатор. Один из таких автомобилистов, Дмитрий Афанасьев, был за свое поведение арестован судом на пять суток. Суд принял решение, что водитель виновен по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции).