Корреспонденты «Газеты.Ru» за девять месяцев работы одинцовского объезда проезжали по этому участку несколько раз. Стоимость проезда по платной дороге длиной 18,5 км, которая начинается от все еще строящейся Молодогвардейской развязки и выходит на 33-й километр Минского шоссе, для легковых автомобилей составляет 150 руб. днем и 80 руб. ночью. Плата взимается дважды: первый раз — при въезде на отрезок (100 руб. со стороны Москвы) и еще раз — при выезде (50 руб., пункты оплаты ближе к «Минке»).
Перед въездом на трассу у каждого шлюза, в которых к оплате принимают наличные или банковские карты, нередко выстраивается очередь из автомобилей. Здесь в зависимости от загруженности и времени дня журналисты теряли от пяти до 20 минут. Машины с транспондерами без остановки проезжали через специальные пункты взимания платы. Регулярно встречаются и те, кто не хочет оплачивать проезд и разворачивается прямо перед шлюзами, создавая таким образом лишние заторы. Дополнительные сложности создают и те водители, которые с ходу не разобрались, через какой шлюз им въезжать. Сама трасса действительно хорошего качества, но при этом для обывателя практически ничем не отличается от остальных московских дорог. Серьезных пробок на этом небольшом участке застать не пришлось — лишь небольшие скопления машин у участков, где стихийно возникают ремонтные работы. С 1 октября максимально разрешенная скорость на объезде — 110 км/ч.
Проехав отрезок в 18,5 км за несколько минут, вновь упираешься в пункт взимания платы, где кассир берет вторую часть за платный проезд по одинцовскому объезду.
О первых итогах эксплуатации новой трассы «Газета.Ru» обратилась к проекту «Пробковорот» и сервису «Яндекс.Пробки», проанализировавших ситуацию на участке.
Как изменилась дорожная ситуация
За последний год дорожная ситуация в Одинцове действительно немного улучшилась. По свежим данным проекта «Пробковорот», средняя скорость движения автомобилей за первые девять месяцев 2014 года в этом районе повысилась на 5,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. За первые девять месяцев 2013 года средняя скорость составляла 30,1 км/ч, а в 2014 году — 31,7 км/ч.
«Для вычисления этого показателя мы учитывали скорость движения автомобилей в дневное время в будни без учета скорости движения по северному обходу Одинцова», — пояснил глава проекта Виктор Осипков.
Однако если в качестве базового периода принять ситуацию до начала строительства, а именно январь – сентябрь 2010 года, динамика изменится на противоположную.
Так, в первые девять месяцев 2010 года средняя скорость в районе Одинцова составляла 39,7 км/ч, а в 2014-м — 31,7 км/ч. В итоге снижение средней скорости на дорогах общего пользования в зоне Одинцова за это время составило 20,1%.
Отметим, что в 2013 году самая низкая средняя скорость по будним дням в зоне Одинцова наблюдалась от 18.30 до 19.00 и составляла 25,1 км/ч. В 2014 году самая низкая скорость (24,2 км/ч) приходится на период с 8.00 по 8.30.
«Благодаря аномально высоким заторам тариф проезда установлен рекордно высоким даже по меркам европейских стран», — констатирует эксперт.
— Пиковое время ожидания очереди на оплату составляет порядка часа».
Пункты взимания платы не обеспечивают бесперебойную пропускную способность магистрали, если хотя бы половина автомобилей не будет оборудована транспондерами. Это миниатюрное бортовое устройство, позволяющее автоматически оплатить проезд без остановки.
«В настоящее время не обустроены все примыкания к платной дороге, въезд и выезд затруднены, это источник дополнительных потерь времени, — считает Осипков. — Схема дорожного движения в Одинцове была изменена для нужд платной магистрали, при этом пропускная способность дорог общего пользования сократилась».
В сервисе «Яндекс.Пробки» «Газете.Ru» также подтвердили, что плата за проезд в обход Одинцова не спасла автомобилистов от пробок. Наиболее серьезные заторы в сторону области на платном отрезке происходят по пятницам.
«В основном пробки выстраиваются на участке от МКАД до первого пункта оплаты, — озвучил данные мая – июня 2014 года аналитик сервиса Леонид Медников . — Они начинают собираться в 15.00, достигают пика в районе 19.00, а исчезают только к полуночи.
В худшие дни здесь можно потерять более 30 минут. В сторону центра ситуация полегче, автомобилисты теряют здесь около пяти минут.
В пробку можно попасть по будням с 7.30 до 12.00. Медленнее всего движение в районе 8.00. Самый сложный день — понедельник, легче всего среди будних дней бывает в пятницу. Пробки выстраиваются также на участке вблизи МКАД». По личным впечатлениям журналистов «Газеты.Ru», время ожидания у первого (от Москвы) пункта взимания платы вечером в пятницу может составлять гораздо больше получаса. Иногда пробка растягивается на километры.
Чтобы не было пробок — платите быстрее
Проект новой платной трассы стал одним из первых крупных инфраструктурных объектов, который реализуется в рамках концессии — партнерства государства и частной компании. Курирует проект госкомпания «Автодор», которая в том числе отвечает за трассы М1 «Минск», М3 «Украина», М4 «Дон», а также строительство ЦКАД и скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург.
В «Автодоре» «Газете.Ru» предложили обратиться за комментарием к оператору новой трассы компании «Новое качество дорог». Там «Газету.Ru» заверили, что строительство объезда было стратегически верным решением.
«В одном из самых загруженных с транспортной точки зрения районе Подмосковья появилась новая дорога, по которой можно объехать пробки на основных трассах направления, — заявили «Газете.Ru» операторы магистрали. — К тому же «Северный обход Одинцова» является самой современной дорогой в России, на которой реализуются инновационные решения в строительстве, управлении дорожным движением и системе взимания платы».
С января по октябрь 2014 года трафик по платной дороге вырос более чем в три раза, утверждает концессионер. В среднем по трассе проезжает 45–50 тыс. автомобилей в сутки. Дорога имеет резервы для дальнейшего роста пропускной способности при условии увеличения в потоке доли автомобилей с транспондерами. При массовом использовании этих устройств пиковый потенциал пункта взимания платы на участке, который ближе к Москве, в одном направлении — не менее 10 тыс. автомобилей в час, а пункта взимания платы в сторону области — не менее 9 тыс. автомобилей в час. Спрос же в пиковые часы, даже в пятницу, не превышает 5 тыс. автомобилей в час.
Главной причиной пробок у пунктов оплаты в компании «Новое качество дорог» называют поведение самих водителей, которые в большинстве случаев используют самые неэффективные, но привычные методы оплаты проезда — наличные и банковские карты. Это обстоятельство более чем в четыре раза снижает пропускную способность пропускных пунктов.
«Для сравнения, в режиме нон-стоп одна полоса в час может пропустить более 900 автомобилей с транспондером, а при оплате наличными за то же время по одной полосе сможет проехать лишь 200 автомобилей. Более 35 тыс. пользователей оценили преимущества проезда с транспондером, и их количество постоянно растет. На сегодня доля таких автомобилистов в общем трафике составляет более 25%», — подчеркивают в компании.
Отметим, что за аренду транспордера помимо оплаты самого проезда со счета автовладельца ежемесячно взимается 50 руб.
В «Новом качестве дорог» подсчитали, что платная дорога позволяет пользователям объезжать пробки и экономить топливо.
«Возьмем среднее потребление бензина автомобилем 6–7 л/100 км. При движении по платной дороге из Одинцова или близлежащих населенных пунктов до МКАД (около 9 км пути) расход составит около 0,5 л топлива, или около 20 руб. При проезде через Можайское и Минское шоссе из Одинцова или близлежащих населенных пунктов до МКАД водители в среднем теряют в пробке около 45 минут. За час движения в пробке со скоростью около 7 км/ч расходуется около 2,5 л бензина — только в пробке водитель истратит около 70 руб. Добавим к этому расход по оставшейся без пробок части дороги и получим, что житель Одинцова только на бензин тратит не меньше 90 руб. Экономия на топливе составит более 70 руб.».
Несмотря на то что платный участок трассы и без того считается одним из самых дорогих в Европе, в компании не исключили, что проезд может подорожать.
«Рассматривается вопрос увеличения тарифов за проезд до расчетного уровня с момента ввода развязки с Можайским шоссе», — отметили в «Новом качестве дорог».
«Подорожание будет связано с завершением второго этапа строительства, — пояснил оператор магистрали, — когда будут введены все развязки и третий пункт взимания платы (ПВП). Но сейчас это находится на уровне обсуждения, поскольку третий ПВП на 14-м км практически готов, но строительные работы еще не завершены и фактически второй этап строительства пока не закончен.
Тариф за сквозной проезд может быть повышен до расчетного уровня – 200 руб. за сквозной поезд в дневное время суток.
Готового решения на данный момент нет. При этом срок ввода развязки с Можайским шоссе находится не в нашей компетенции. Предполагается, что до конца года это случится».
Платную дорогу в ноябре 2013 года первым испытал премьер Дмитрий Медведев.За рулем кроссовера BMW X5 он прокатил по участку мэра Москвы Сергея Собянина.
Уже в июне 2014 года на платной автодороге обвалился грунт.
Из-за образовавшейся внушительной ямы было перекрыто движение машин по двум полосам в сторону Москвы. По предварительной информации, к обвалу привели строительные работы по прокладке водопровода, выполнявшиеся на этом участке трассы.