Плохое качество дорог и дороговизна их строительства, использование устаревших норм времен СССР и вред от большегрузных автомобилей. По мнению президента Владимира Путина, именно эти проблемы остаются самыми острыми в контексте развития и совершенствования дорожной сети в России. Об этом он заявил на представительном заседании президиума Госсовета, которое прошло в среду в Новосибирске и было посвящено этой теме. Формальным поводом для визита в регион стало открытие главой государства Бугринского моста через реку Обь — третьего по счету в Новосибирске и одного из самых внушительных в стране.
Высокая цена, низкое качество и «черные дыры»
Плохое соотношение цены и качества объектов дорожного строительства стало одной из причин недовольства Владимира Путина. Отметив в своем вступительном слове достигнутые успехи в дорожной отрасли, он прямо признал, что ситуация в ней остается одной из самых сложных.
«Очевидные достижения есть, определенная позитивная динамика имеется, но, повторю, все мы хорошо знаем: дорожная отрасль по-прежнему остается трудным, проблемным вопросом. А задача сделать ее опережающей, новаторской, прорывной отраслью — еще впереди в своем решении», — заявил Путин.
По его словам, государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна.
Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок.
«Необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации дорожных работ, — потребовал Путин. — Многие методики здесь явно устарели. В итоге сохраняются так называемые «черные дыры», где исчезают выделенные средства. Из года в год ремонтируются одни и те же дороги — вместо того чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства».
По словам главы государства, нести ответственность за прочность, качество и сроки эксплуатации дорог в полной мере должны заказчики, проектировщики, а также эксперты из Главгосэкспертизы.
Старые нормы: абсурд и косность
Использование при строительстве дорог устаревших технологий и норм Путин назвал абсурдом и косностью.
«По ряду правил дорожники все еще ориентируются на нормы 30-летней давности, но ведь тогда и транспортные нагрузки были совершенно другими, не говоря уже о материалах и технологиях, которые применяются сегодня во всем мире.
А у нас — пока нет или очень мало распространены, — сказал Путин. — Это странно — технологии есть, материалы есть, а по бюрократическим соображениям их невозможно использовать. Это косность какая-то, просто удивительно», — заметил глава государства.
Урон от грузовиков и коррупция
Говоря о сохранности дорог, Путин отметил, что большой урон им наносят большегрузные автомобили. Он потребовал упорядочить их движение по дорогам общего пользования. Еще одной проблемой стал необоснованный рост цен на так называемые инертные дорожно-строительные материалы, проще говоря — гравий, песок, щебень и так далее.
«О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже еще порой официально не объявляли, есть только планы, а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены. Надо еще в каждом конкретном случае проверять, с кем аффилированы эти предприниматели, которые себя ведут таким образом. Правительству следует обратить внимание на эту проблему и разработать соответствующие механизмы».
По информации главы государства, рост цен на щебень за последние пять лет составил 46%, на песок — 79,7%.
«Это что такое, это что, инфляция, что ли, у нас такая, о чем мы говорим вообще? При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20–30%, на песок — до 90%. В общей стоимости стройматериалов щебень составляет от 20 до 40%. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей», — возмутился Путин.
О необходимости ужесточать транспортную политику в отношении грузовиков заявил и глава Минтранса РФ Максим Соколов.
«Считаем также важным и в дальнейшем, основываясь на мнениях субъектов, распространить действие этой системы взимания платы с 12-тонников на региональную сеть дорог, — отметил он. — При принятии решения о введении этой платы мы также серьезно продвинулись в понимании необходимости компенсации ущерба, который наносится дорогам не только тяжелыми машинами, а как и в Европе, они вводят аналогичную систему для взимания платы с транспортных средств общей массой начиная от 3,5 тонны. Полагаю, что мы тоже могли проработать этот вопрос».
Скоростные дороги, безопасность и хорошая связь
Путин также поднял вопрос о развитии скоростных автомагистралей. Он поставил задачу перед правительством разработать специальную программу развития скоростных магистралей и механизмов поддержки таких проектов на региональном и муниципальном уровне.
Говоря о безопасности, Путин напомнил, что ежегодно в России около 27 тыс. человек погибает в ДТП. Зачастую это происходит из-за того, что помощь приходит слишком поздно. Для немедленной передачи сигнала о дорожно-транспортном происшествии создана система «ЭРА-ГЛОНАСС», ее промышленный запуск будет осуществлен в январе 2015 года. На реализацию проекта было потрачено около 3,5–4 млрд руб., но на 2015–2016 годы на эксплуатацию, содержание этой системы денег пока не выделено. Путин попросил правительство проработать этот вопрос. Кроме того, он поставил задачу обеспечить бесперебойной мобильной коммуникацией все дороги нашей страны.
В свою очередь глава Татарстана Рустам Минниханов, курирующий рабочую группу Госсовета, свое выступление начал с показательной статистики. Так, дорожная сеть общего пользования в России имеет общую протяженность 1,4 млн км, из которых 51 тыс. км — дороги федерального значения, 503 тыс. км — регионального и 842 тыс. км — дороги местного значения. Из всей протяженной сети региональных и местных дорог 29% не имеют твердого покрытия.
Не отвечают нормативным требованиям 53% федеральных дорог и 63% региональных.
«В еще худшем состоянии находится муниципальная сеть, — сообщил Минниханов. — Это в основном грунтовые дороги. Кроме того, есть неучтенные и бесхозные дороги. При этом ежегодно парк автомобилей увеличивается на 6%, это около 3 млн единиц, а объем вводимых автомобильных дорог остается на одном уровне и составляет в среднем 2,2 тыс. км».
По заявлению главы рабочей группы, сегодня существует огромный разрыв между федеральными и региональными дорогами, прежде всего в части их финансирования. Так, федеральный норматив на содержание и ремонт дорог четвертой категории (с твердым покрытием, но не всегда усовершенствованным), которых в субъектах более 60%, составляет 1,3 млн руб. за один километр в год. Фактические затраты в регионах не превышают 200 тыс. руб., это лишь 15% от норматива.
«Безусловно, все это приводит к ухудшению состояния дорог. В этой связи приоритетом в нашей работе должно стать сохранение существующей региональной и муниципальной сети дорог. Это наша главная задача», — отметил Минниханов.
В соответствии с прежним поручением президента до 2022 года необходимо удвоить темпы дорожного строительства и довести его объемы до 42 тыс. км. По предварительным оценкам, российскими регионами планируется ввести лишь около 30 тыс. км дорог.
Для выполнения поставленной задачи по удвоению объемов строительства субъектам дополнительно потребуется 100 млрд руб. ежегодно.
«Таких средств в бюджетах регионов на сегодняшний день нет. Какие есть мнения по решению финансовых направлений? Направить в региональные дорожные фонды средства, полученные от взимания платы за проезд по федеральным дорогам транспорта массой свыше 12 тонн. Осенью следующего года уже начинает работать этот закон. И в дальнейшем рассмотреть вопрос взимания платы со всех грузовых транспортных средств.
Также я хотел бы предложить непопулярную меру — все-таки один рубль на все виды ГСМ или добавить, или, когда будем снижать, оставить, чтобы эти средства пошли на дороги местного значения», — заявил Минниханов.
ГИБДД готова отказаться от части полномочий
На совещании выступили также несколько губернаторов и глава МВД России Владимир Колокольцев. Он поддержал идею передачи части полномочий от ГИБДД региональным властям, касающихся дорожного движения.
Этому предшествовала дискуссия относительно того, кто должен взять на себя функцию взвешивания большегрузных автомобилей. Минниханов утверждал, что ее нужно осуществлять сотрудникам ГИБДД. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил создать соответствующую региональную структуру и передать эту функцию субъектам, но с привлечением сотрудников Госавтоинспекции. Владимир Путин поддержал второй вариант, но поинтересовался мнением на этот счет главы МВД.
Колокольцев высказался за передачу на уровень регионов не только этой, но и некоторых других функций дорожной Госавтоинспекции.
«У нас каждый регион имеет свою специфику, где-то достаточное количество сотрудников ГИБДД, где-то недостаточное. Нужно все-таки идти на передачу полномочий, в частности, по установлению штрафных санкций, полномочий по надзорному хозяйству», — сказал глава МВД. В качестве положительного примера он привел Москву и Санкт-Петербург.
«Они пошли по этому пути, получили полномочия органов ГИБДД и в полном объеме этими полномочиями пользуются», — отметил министр. В частности, в столице городские власти самостоятельно администрируют как саму платную парковку, так и нарушения, связанные с ней. Президент призвал учесть мнение главы МВД.