Продажи новых легковых автомобилей в России в сентябре текущего года составили 197,2 тыс. единиц, что на 20,1% меньше в сравнении с этим же месяцем прошлого года. С начала года автомобильный рынок снизился уже на 13,0% — в сумме за девять месяцев было реализовано 1 млн 780 тыс. машин. Такие цифры приводит в среду в своем отчете комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
По словам председателя комитета АЕБ Йорга Шрайбера, общая динамика российского автомобильного рынка остается довольно слабой, демонстрируя продолжающееся существенное падение объемов сбыта по сравнению с прошлым годом.
«Продажи новых автомобилей в сентябре продемонстрировали очевидное улучшение по сравнению с августом, что отражает сезонный фактор окончания отпусков и усилия участников рынка по успешному завершению квартала, — комментирует итоги месяца Шрайбер. — В оставшиеся месяцы года ожидается некоторое смягчение текущих негативных тенденций сбыта благодаря государственным мерам поддержки локального производства автомобилей. Но, несмотря на это, мы не прогнозируем фундаментального изменения рыночного тренда в четвертом квартале 2014 года.
С учетом более слабого, по сравнению с прогнозом, объема рынка в третьем квартале 2014 года мы сохраняем свой годовой прогноз по продажам новых легковых и легких коммерческих автомобилей на уровне 2,45 млн штук, что означает снижение объема рынка на 12% по сравнению с 2,77 млн автомобилей, проданных в 2013 году».
У Lada — бессменного лидера российского авторынка — впервые за последние месяцы падение продаж оказалось не ниже, чем в целом по рынку. Безусловно, такой результат «АвтоВАЗу» обеспечила запущенная в начале прошлого месяца программа утилизации. Так, российский автогигант реализовал в сентябре 36,5 тыс. автомобилей, что только на 9% меньше, чем за тот же месяц прошлого года. Для сравнения, в июле и августе Lada уходила в минус на 25 и 32% соответственно по сравнению с АППГ.
С начала года Lada реализовала в общей сложности уже 283,8 тыс. автомобилей, что на 17% меньше, чем за девять месяцев прошлого года.
Помогает программа утилизации и бренду Renault, однако эффект от нее значительно менее ощутим, нежели в случае с Lada. В сентябре компания занимает второе место рейтинга АЕБ, продав 15,4 тыс. автомобилей — это на 11% меньше, чем было реализовано за этот же месяц 2013 года. Тем не менее темпы сокращения продаж бренда в сентябре сократились, учитывая, что в июле и августе компания отставала от прошлогодних результатов на 16 и 18% соответственно. За январь — сентябрь Renault продала в России 139,4 тыс. машин, что на 10% меньше, чем в 2013-м.
Российские продажи брендов Hyundai и KIA, занимающих по результатам сентября третью и четвертую строчки рейтинга, продолжают сокращаться. Южнокорейские компании ушли в минус на 2 и 7% с начала года, реализовав за девять месяцев 132,8 тыс. и 137,4 тыс. машин соответственно.
Замыкает пятерку лидеров рынка Toyota, у которой продажи в сентябре сократились на 5% в сравнении с тем же периодом 2013 года. За прошедшие девять месяцев японская компания реализовала 115,5 тыс. автомобилей. И если в начале третьего квартала этого года суммарные продажи Toyota превышали прошлогодние, то на данный момент оба показателя сравнялись.
Согласно данным АЕБ, по суммарным объемам продаж машин с начала года в плюсе до сих пор остаются такие компании, как Nissan (12%), Mercedes (14%), Mazda (12%). Однако кризис не обходит и эти бренды — динамика роста продаж имеет негативную тенденцию. Реально же растет объем реализации автомобилей у компании Lexus — уже на 19% с начала года.
В рейтинге продаж по моделям стоит отметить успех Lada 4x4, которая поднялась в прошлом месяце с 12-го на 7-е место. Объем продаж модели за месяц увеличился почти в два раза — до 5,4 тыс. единиц. Однако это все равно на 1,5 тыс. единиц меньше, чем было в сентябре 2013-го.
Кроме того, среди лидеров рынка увеличились в сентябре продажи моделей Lada Granta (1-е место и 16,9 тыс. машин) и Kalina (4-е место и 5,7 тыс. машин), Renault Logan (6-е место и 5,6 тыс. машин), Nissan Almera (8-е место и 3,8 тыс. машин) и Lada Priora (10-е место и 3,5 тыс. машин).
Руководитель дилерского центра «Mitsubishi РОЛЬФ Центр» Светлана Виноградова считает, что продолжающееся падение продаж таких маркеров массового сегмента российского авторынка, как Hyundai, Renault и Kia, — тревожный сигнал для всех участников автобизнеса.
«Мы прогнозируем по итогам года падение российского авторынка на 14–16%», — рассказала «Газете.Ru» Виноградова.
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов считает, что по результатам продаж автомобилей в сентябре еще нельзя судить о том, какой эффект окажут в результате на авторынок программы утилизации, запущенные компаниями. «Пока цифры оптимизма не внушают, — прокомментировал «Газете.Ru» отчет АЕБ Беспалов. — Но, судя по последним заявлениям Минпромторга, темпы реализации программ ускоряются.
Правда, до сих пор продолжается процесс обесценивания рубля. В зависимости от того, какую политику изберут автокомпании, это в результате может нивелировать эффект от программ утилизации».
Эксперт считает, что продолжающееся сокращение продаж бюджетных брендов Hyundai и KIA может быть связано с тем, что компании до последнего не повышали стоимость своих автомобилей. «Они стали поднимать цены на свою продукцию, и эффект от введения программ утилизации не сказался на объемах продаж», — поясняет Беспалов.