Москву зачистят от маршруток

Московские частные перевозчики пересядут с маршруток на автобусы

Анатолий Караваев, Даниил Ломакин
Уже к концу 2015 года с улиц Москвы почти полностью исчезнут привычные маршрутки. Вместо них частным перевозчикам придется использовать новые современные автобусы. Новая модель управления коммерческими перевозками столичных властей подразумевает, что проезд у частных компаний подешевеет, уровень комфорта и безопасности пассажиров значительно возрастет. Власти уверены, что от новых условий работы выиграют и сами перевозчики.

Департамент транспорта Москвы разработал новую модель управления коммерческими перевозками в столице. Перемены призваны сделать ее более цивилизованной. Уже в течение двух недель мэрия примет постановление, которое закрепит все новшества на законодательном уровне. Все изменения будут наглядно видны уже к концу следующего года, и, по уверениям столичных властей, крупные перевозчики сами не против перейти на новые схемы работы.

Автобусы вместо маршруток

Ключевым новшеством новой системы станет переход частных перевозчиков на абсолютно новую схему работы, которая подразумевает заключение с городом пятилетних контрактов, по которым соблюдающие правила перевозчики получат гарантированный доход вне зависимости от загрузки своего транспорта. Власти таким образом хотят создать в Москве единое правовое поле для частных перевозчиков с едиными же требованиями к качеству их услуг.

Вместо маршруток — «Газелей» и Ford Transit — частные компании будут использовать низкопольные автобусы большой и средней вместимости, которые в обязательном порядке должны быть экологичными, безопасными и оснащаться системой климат-контроля.

Полностью маршрутные такси не исчезнут — их количество уменьшится примерно до 500–600 машин, которые будут работать на маршрутах с узкими дорогами или с небольшой загруженностью.

В городе будет создана единая маршрутная сеть частников и городских автобусов, которая сейчас оптимизируется. «Мы уберем дублирующие маршруты, но добавим новые там, где их не хватает. Москвичи сами присылают нам свои предложения, которые мы тщательно анализируем, — рассказал глава департамента транспорта Максим Ликсутов. — В этом году, к примеру, появится девять новых маршрутов. Кроме того, появятся новые остановки. Мы сделаем так, чтобы от любого московского подъезда до ближайшей остановки общественного транспорта было не дальше 400 метров».

Власти будут мотивировать частные компании на перевозку большего числа пассажиров, особенно тех, кто оплачивает свой проезд, — чем больше людей свыше определенного лимита будет перевезено, тем больше денег компания получит из бюджета.

Цена на проезд у коммерсантов заметно снизится и будет полностью соответствовать ценам «Мосгортранса». «Сейчас средняя цена проезда в маршрутках составляет 35 руб., а в городском транспорте — 14 руб., — рассказал Ликсутов. — Теперь тарифы будут одинаковы, и москвичи смогут оплачивать проезд с помощью привычных проездных билетов. И очень важно, что у коммерческих перевозчиков будут действовать все льготы на проезд, которые сейчас не работают. Речь идет о 4,5 млн человек.

Новые автобусы внешне будут неотличимы от автобусов «Мосгортранса». В обязательном порядке они будут оснащаться системой контроля ГЛОНАСС. Чиновники будут строго следить за скоростным режимом и количеством ДТП у частников — нарушителей будут наказывать, вплоть до разрыва контракта.

Как и в случае других радикальных новшеств, например платной парковки, столичные власти и в этот раз опирались на международный опыт, в частности на ведущие города Европы.

«Сейчас весь наземный общественный транспорт перевозит 15 млн человек в сутки, наша глобальная задача — к 2020 году увеличить этот показатель до 18 млн», — отметил Ликсутов.

Коммерческие перевозчики хуже и опаснее городских

По данным городских властей, в 2013 году наземный общественный транспорт — автобусы, троллейбусы и трамваи перевезли в общей сложности 1,59 млрд человек. На долю частных перевозчиков, использующих порядка 4,5 тыс. маршрутных такси, пришлось еще 0,45 млрд.

При этом работой частников власти категорически недовольны по многим причинам: маршрутки часто занимают целую полосу, причем в самых неудобных местах, например у станций метро, где подолгу стоят. Лишь 8% из подвижного состава частников адаптированы для инвалидов, 40% не используют кондиционер и не соответствуют экологическим нормам.

«Часто это двигатели класса «Евро-2» и ниже, в то время как у наших городских автобусов это «Евро-5», — отметил глава департамента. Одна из главных проблем с маршрутками — безопасность. По данным дептранса, ежегодно на одну частную маршрутку приходится 0,21 ДТП, что в 3–4 раза выше, чем у подвижного состава «Мосгортанса». В среднем 86 из 100 тыс. пассажиров маршруток каждый год получают травмы в авариях. В городских автобусах этот показатель составляет 34 человека, троллейбусах — 22, трамваях — 23.

Ежегодно в маршрутках в Москве погибает более 20 пассажиров, еще 200 человек попадают в больницы.

Частников меньше не станет

Согласно замыслу чиновников, по итогам внедрения новой модели доля частников — около 30% — не должна сократиться.

«Рынок частных перевозок на 80% контролируют десять крупных компаний, мы с ними активно работаем сейчас, проводим консультации, и они сами поддерживают грядущие изменения, — сообщил Максим Ликсутов. — У перевозчиков сейчас есть обязанность только проходить техосмотр, но никаких других требований или стандартов к ним нет. Никто толком не контролирует водителя, что происходит в салоне этих маршруток, у каждого перевозчика своим правила. Не говоря уже о том, что очень часто у этих перевозчиков неэффективная маршрутная сеть, где все заточено под получение прибыли».

Не собираются власти убирать с рынка и мелкие компании — власти дадут возможность работать им в новых условиях. Приобретать автобусы смогут и они, для этого будем делать небольшие лоты, мы будем рады любым добросовестным перевозчикам», — отметил чиновник.

Инвестиции в новую систему оцениваются в 10 млрд руб., которые до 2020 года будут потрачены на закупку нового подвижного состава, причем произведенного на территории Таможенного союза, — речь идет примерно о 2100 автобусах. Еще 700 млн руб. потратят на оснащение нового транспорта системой ГЛОНАСС.

Приобретать новую дорогостоящую технику компании смогут в лизинг — власти Москвы уже достигли соответствующих договоренностей с крупными финансовыми институтами.

Первый конкурс на закупку 200 автобусов будет объявлен уже в ноябре этого года. Остальные 1900 — в январе — марте 2015-го.

«Выход первого перевозчика на маршрут состоится в июне 2015 года, — рассказал Ликсутов. — Все остальные автобусы появятся на улицах до конца следующего года».

Крупные перевозчики — за, маленькие — против

Председатель совета директоров «Автолайна» Сергей Моисеев доволен реформой пассажирских перевозок в Москве.

«Мы уже не первый день активно взаимодействуем с департаментом транспорта в обсуждении этой модели, — рассказал «Газете.Ru» Моисеев. — Это совершенно новый, а главное правильный подход.

Во-первых, город теперь гарантирует нам оплату услуг и нам легче будет получать кредиты в банках. Во-вторых, повсеместно будет введена система безналичной оплаты, что также сделает общественный транспорт более комфортным, в особенности для льготных категорий граждан».

Несмотря на то что власти еще не назвали тариф за километр, по которому будет рассчитываться с перевозчиками, Моисеев уверен, что рентабельность бизнеса не снизится. «Максим Ликсутов заявлял, что для небольших компаний будет сохранена возможность существования на рынке: даже те перевозчики, у которых автопарк составляет 10–15 машин, смогут претендовать на маленькие лоты», — отметил собеседник.

В транспортной компании «Транс-Вэй» к изменениям относятся с опасением. По словам исполнительного директора Дмитрия Толстухина, введение новой модели управления пассажирскими перевозками в столице грозит небольшим фирмам закрытием. «Сейчас в отрасли работают примерно 40 тыс. человек, все они могут потерять работу, — рассказал «Газете.Ru» Толстухин. —

Небольшие компании, как наша, просто не выживут в новых условиях: для того чтобы закупить новые большие автобусы, понадобится минимум миллиард рублей. Такой кредит не даст ни один банк.

Останется только продать маршрутки и закрыть бизнес. В результате автобусов в городе станет меньше, расцветут нелегальные перевозчики».

Толстухин уверен, что реформа негативно отразится и на самих пассажирах. «Они станут неинтересны перевозчику, ведь платить город будет за пройденные километры, а не за количество перевезенных людей, — поясняет собеседник. — Автобусы начнут ходить «стаями», буквально перестанут открывать двери на остановках».

По словам бизнесмена, представителей «Транс-Вэй», как и многих других перевозчиков, московские власти не приглашали для обсуждения реформы. «У нас сейчас вообще нет никакой официальной информации — только слухи», — говорит руководитель компании.

Чтобы выяснить отношение москвичей к нынешним маршруткам, дептранс провел голосование на портале «Активный гражданин».

«Итоги электронного референдума показали, что горожане хотят сохранить некоторые особенности действующих маршруток: маршруты движения (26,3%), возможность оплаты проезда в салоне (22,6%) и использование автобусов малой вместимости (20,2%), при этом выступают за то, чтобы маршрутки ходили более предсказуемо — 17,1% высказались за то, чтобы зафиксировать и уменьшить интервалы их движения, — говорится в сообщении пресс-службы «Активного гражданина». — Из требований к автобусам «Мосгортранса», которые предлагается распространить и на частный транспорт, больше всего голосов набрали: возможность проезда по городским билетам («Тройка», «Единый», ТАТ, «90 минут») — 27,3% голосов, возможность льготного проезда для пенсионеров, студентов и школьников — 20,2% и единые стандарты к профессиональному поведению водителей и контролеров — 14,8%.