Российский союз страховщиков (РСА) раскритиковал опубликованное на прошлой неделе постановление правительства, в котором были утверждены правила предоставления страховым компаниям информации о ДТП в случае оформления их по упрощенной схеме, без участия сотрудников ГИБДД (европротокол).
Напомним, что такой порядок предусматривает согласие обоих участников аварии с обстоятельствами столкновения и степенью вины каждого водителя. Если раньше в данной схеме речь шла о ДТП, лимит выплат по которым не превышал 50 тыс. руб., то с 1 октября в порядке эксперимента в четырех регионах максимальную сумму, которую можно получить по европротоколу, подняли до 400 тыс. руб. Такая мера должна повысить популярность упрощенной схемы: опасаясь недополучения средств, водители неохотно ее применяют, предпочитая по обыкновению вызывать сотрудников ДПС даже при самых мелких авариях.
Кабинет министров в своем постановлении от 1 октября указал, что до начала 2016 года оформлять дорожные аварии по упрощенной схеме можно будет, как и сейчас, без обязательного использования водителями системы ГЛОНАСС/GPS, которая дает страховщику объективные некорректируемые данные об аварии. До того, как ГЛОНАСС станет обязательным условием для европротокола, водителям в качестве подтверждения ДТП достаточно будет предоставить в страховую видеозапись или фотографии с места аварии.
Именно этот пункт и взволновал РСА, где опасаются стремительного роста страховых мошенничеств.
«По мнению РСА, положения, установленные постановлением правительства, касающиеся фиксации обстоятельств ДТП для оформления аварии по европротоколу, являются недостаточно четкими и не в полной мере соответствующими требованиям закона об ОСАГО», — говорится в заявлении ассоциации.
Там отметили, что некорректируемость данных о ДТП была основным условием проведения эксперимента с увеличенным лимитом выплат и «исключение условия об обязательном использовании мониторинговых систем (ГЛОНАСС/GPS) делает невозможным исполнение требований законодательства».
Страховщики уверены, что постановление правительства повлечет большое количество разногласий при урегулировании страховых случаев и породит массу споров и конфликтов между страховщиками и потерпевшими.
«Одна из наиболее очевидных причин подобных разногласий – спор о самом факте ДТП. Согласно утвержденным требованиям допускается использования технических средств, которые не контролируют движение и положение автомобиля и, соответственно, не могут определить факт ДТП в автоматическом режиме. Отсутствие автоматической регистрации факта ДТП создает предпосылки для разных мошеннических действий», — констатируют в РСА, отмечая, что в таком случае трудно будет подтвердить сам факт аварии.
«Таким образом, более года страховщики должны выплачивать значительные суммы по документам и сведениям, в подлинности которых они не могут быть уверены, — говорят в союзе. — Страховщики формируют резервы и осуществляют выплаты за счет средств, полученных от водителей, застраховавших свою ответственность по ОСАГО. В этой связи неясно, почему добросовестные страхователи должны, по сути, платить за мошенников».
Страховщики уверены, что при таких формулировках подделать фото- или видеоматериалы мошенникам будет нетрудно.
Требование закона, согласно которому потерпевший также подает заявление, что вся представленная им информация не была скорректирована, также, по мнению РСА, не станет помехой для злоумышленников. Необходимость такого заявления там назвали «примитивной мерой».
«По мнению РСА, постановление правительства в том виде, в котором оно должно действовать на сегодняшний день, нарушает права страховщиков и не позволяет им в полной мере осуществлять функции по урегулированию страховых случаев», — подытоживают в организации.
Сами страховщики говорят о том, что рассматривают возможности по оспариванию постановления правительства, потому что в данном виде реализовывать его страховым компаниям будет крайне трудно.
В РСА «Газете.Ru» пояснили, что «конкретных решений пока нет, но действия обязательно будут».
«Без обязательного применения ГЛОНАСС/GPS сам смысл этого эксперимента теряется. Постановление было принято совсем не в том виде, который ожидался, и компании не смогут нормально работать по таким правилам. А платить за мошенников в конце концов придется добросовестным страхователям», — пояснили в РСА.
Эксперт в сфере автострахования Антон Басин считает, что в сложившейся ситуации РСА нужно приступать к активным действиям и пытаться скорректировать ситуацию в свою пользу — например, с помощью новых законодательных инициатив или обращений в судебные органы.
«Я думаю, они будут услышаны в Госдуме, — считает он. – Страховщики должны сами как-то решать свои проблемы, не надеясь на государство, у которого более социальные, скажем так, цели. Для этого и создаются такие организации, как РСА, чтобы они как-то отстаивали интересы игроков рынка».
Басин согласен, что мошеннические схемы наверняка будут, но страховщики имеют достаточный опыт в борьбе с такими проявлениями.
«Во-первых, компания всегда может попросить предъявить саму машину, какие-то другие доказательства, — объясняет он. – Могут выплатить какую-то сумму, где бесспорно, а для полной выплаты попросить все это показать.
К тому же страховые компании отслеживают таких злоумышленников: у всех есть службы безопасности, которые, по моим данным, проводят некий обмен данными о злоумышленниках».
По мнению эксперта, страховщики могли бы предвидеть такой поворот событий и сыграть на опережение. «Если РСА хочет быть на передовой и идти впереди правительства, то этому ничто не препятствует. Так уже давно действуют в Европе, и нашим страховщикам надо быть активнее», — отметил он.