На границе Херсонской области Украины и Крыма в последние дни резко выросли автомобильные очереди при въезде на полуостров. По данным Госпогранслужбы Украины, в 08.00 среды пробка из грузовиков и легковушек у пропускного пункта «Каланчак» (трасса М17) растянулась примерно на 10 км, а у расположенного неподалеку пункта «Чаплинка» — на 4 км.
В создании затора украинские пограничники винят своих российских коллег. «Такая ситуация возникла вследствие придирчивого осмотра российскими пограничниками автомобилей граждан Украины и грузовиков украинской регистрации, — сообщили в ведомстве в среду. —
Учитывая то, что в среднем оформление одного грузовика у российских пограничников продолжается более 30 минут, а легковых автомобилей — не менее 20 минут, а для оформления в российский пункт пропуска пограничники запускают только по одному транспортному средству, водители вынуждены ожидать в очереди часами».
В ведомстве посоветовали гражданам Украины ехать по единственному альтернативному маршруту – трассе М18. «Государственная пограничная служба Украины рекомендует выбирать для движения в АР Крым пункт контроля «Чонгар», где скопление автотранспорта отсутствует», - говорится в сообщении.
Впрочем, сложности на въезде в Крым возникают и там. Официальных данных о величине пробок в районе поселка Чонгар нет, однако на видеозаписях очевидцев можно заметить, что автомобили стоят там нескончаемой цепочкой, располагаясь на одной полосе движения в два ряда.
По данным главы Минэкономразвития Крыма Светланы Вербы, затор там растянулся на 12 км.
«Машины простаивают по три дня», — заявила она во вторник на заседании Совета министров Крыма. По ее словам, эта ситуация уже сказывается на поставках продуктов в республику.
«Наблюдается дефицит по отдельным группам товаров, связанный с простоем транспорта на сухопутной границе на севере республики», — отметила она.
Глава республики Сергей Аксенов, в свою очередь, потребовал от подчиненных наладить эффективный пропускной режим через границу.
«Задача — ликвидировать очереди, организовать такой режим пропуска транспорта, при котором как минимум сельхозпродукция будет проходить без очереди, а также создать отдельные полосы для легкового транспорта, — заявил он. — Для крымчан должна быть отдельная полоса, а для всех остальных должен быть механизм ускоренного пропуска. Скорость прохождения должна быть оптимальной».
Аксенов отметил, что пограничные посты оснащены всем необходимым, чтобы не задерживать подолгу транспорт. Несмотря на это, заявил он, «граница сегодня вся дырявая», и потребовал организовать режим пропуска транспорта, который позволит сельхозпродукции проходить без очереди.
Между тем выделить место для «льготников» будет непросто, ведь ширина ведущих в Крым дорог позволяет организовать там максимум две полосы в одну сторону.
Помимо прочего Сергей Аксенов сделал неожиданное заявление, что на границе с Украиной процветает коррупция.
«От трех до пяти тысяч долларов, чтобы пропустить любую фуру в любом направлении с любого нашего поста, — заявил он. Разобраться со взяточниками глава республики уже поручил ФСБ и прокуратуре.
Коснулся Аксенов и ситуации на Керченской переправе – важнейшей транспортной артерии, которая связывает регион с материковой частью России. Он поручил создать там отдельную очередь по перевозке продуктов питания, лекарств и почты.
«А то у нас почта, если отправлена, три дня стоит на паромной переправе — потом актуальность теряется в получении этих документов», — отметил Аксенов.
В крымском правительстве прояснить причины возникновения заторов на границе с Украиной не смогли. Пресс-секретарь главы республики Екатерина Полончук подтвердила «Газете.Ru», что Сергей Аксенов на прошедшем заседании поручил навести порядок на границе, но из-за чего именно возникли многокилометровые пробки, прокомментировать не смогла.
Не прояснили ситуацию и официальные представители республиканского министерства транспорта, а также местного погрануправления.
«Конечно, мы знаем, что там сейчас очереди. Говорят, что это связано с тем, что на таможне начали строже проверять автомобили, но официальной информации на этот счет пока нет», — заявил «Газете.Ru» чиновник минтранса Крыма.
В пограничном ведомстве «Газете.Ru» пообещали прокомментировать ситуацию в четверг.
Между тем аналогичные многокилометровые заторы на границе Херсонской области и Крыма возникали и раньше.
В конце апреля 2014 года огромный затор длиной 15–17 км образовался после того, как российские пограничники стали заносить все паспортные данные в электронную базу, выдавать миграционные карты и тщательнее просматривать вещи и документы.
Аналогичная ситуация с многокилометровыми заторами наблюдалась и июле. Тогда Госпогранслужба также обвинила в происходящем своих российских коллег. «Из-за придирчивых действий российских пограничников к гражданам, которые направляются в АР Крым из материковой части Украины, и в результате непродуманных решений новых властей Крыма образовались километровые очереди», — заявляли в ведомстве. Между тем сложностями автомобилистов успешно пользовались местные жители.
За 400 гривен они через поле помогали водителям проехать прямо к КПП.
Стоит отметить, что в течение лета многокилометровые заторы из туристов неоднократно возникали и с обеих сторон Керченской переправы. Действующие там паромы не могли справиться с нагрузкой в пиковые периоды, вследствие чего очередь из водителей с каждой из сторон, в зависимости от сезона, достигала почти 3000 машин.