Санкции не пускают автопроизводителей в Крым

Крупнейшие автопроизводители после присоединения Крыма не спешат открывать там свои представительства

Даниил Ломакин, Алина Распопова
Автопроизводители под страхом возможных санкций со стороны Запада до сих пор не решаются открывать свои представительства в Крыму. Сдерживающими факторами также являются сложная логистика и относительно небольшой объем местного рынка. Между тем, как стало известно «Газете.Ru», «АвтоВАЗ» намерен начать официальные поставки в Крым уже в следующем году, открыв на территории полуострова несколько дилерских центров.

Крымские автомобилисты активно меняют украинские номерные знаки и водительские права на российские, приспосабливаются к новым для них ПДД и заправляются более дешевым российским бензином. Однако с покупкой нового автомобиля у жителей полуострова возникают серьезные проблемы. Громкие обещания производителей и крупных дилеров открыть свои представительства в регионе пока не реализованы. За новыми машинами люди вынуждены ездить на материковую часть России – в Краснодарский край.

Как стало известно «Газете.Ru», открыть дилерские центры в Крыму планирует крупнейший российский производитель — «АвтоВАЗ».

Источник в компании на условиях анонимности рассказал, что новый дилерский центр в Крыму начнет функционировать до конца 2015 года.

Кроме того, рассматривается возможность перепрофилирования автоцентров, которые до присоединения Крыма к России занимались продажей машин «АвтоВАЗа» в регионе. По словам источника, их в Крыму не более пяти, в данный момент они не отвечают корпоративным требованиям компании и нуждаются в реконструкции.

«Уже проводился анализ рынка, — уточнил собеседник «Газеты.Ru» в компании. — Крым, где живет около 2 млн человек, по населению и площади сравним с такими областями, как Брянская, Курская, Воронежская.

Из чего можно сделать вывод, что объемы продаж там, скорее всего, будут невелики и составят около 500–1000 машин в месяц.

Мы не можем использовать данные по продажам, которые производились в регионе ранее, ведь это была территория другого государства и цифры уже не будут прежними».

Главный вопрос, который остается решить компании, — вопрос собственности на землю, и, по словам источника, на сей счет имеются определенные опасения.

Что касается доставки автомобилей марки Lada в Крым, то их планируется организовать через Керченскую переправу и порт Новороссийск — машины будут доставляться на паромах.

Напомним, что «АвтоВАЗ» прекратил официальные поставки автомобилей на Украину и в Крым в начале 2014 года.

Большинство крупных игроков российского рынка отказываются распространяться о своих крымских планах, и только некоторые компании признаются, что не считают пока поставки на полуостров эффективным шагом с точки зрения бизнеса.

Так, в компании ГК «Автомир», дилерская сеть которой охватывает несколько крупных российских городов, «Газете.Ru» сообщили, что планов работать в Крыму на ближайшие три года у нее нет. «Наш подход предельно прагматичен — оцениваем потенциал рассматриваемого региона по доле рынка продаж новых авто, если он ниже целевого для нас – в регион не заходим», — рассказал директор по развитию «Автомира» Сергей Вятченков.

Как отметил в интервью «Газете.Ru» директор по маркетингу ГК «Модус» Андрей Оксин, инициатива в этом вопросе должна исходить от дистрибьюторов, с которыми работает компания. «Пока автопроизводители присматриваются к региону, и никаких конкурсов на строительство дилерских центров на полуострове не объявлялось, — сказал Оксин. — Думаю, что такая ситуация сохранится еще как минимум в течение года.

На сегодняшний день нам ничто не мешает рекламировать в Крыму некоторые автомобильные бренды, с которыми мы работаем, и привлекать клиентов в наши дилерские центры на юге России. Особенно много покупателей из Крыма в Новороссийске, чуть меньше – в Ростове».

В группе компаний «Независимость» и Genser не смогли прокомментировать возможность поставок новых машин на полуостров.

Не удалось получить ответ и от представителей компании «Фаворит-Моторс», которая сразу после присоединения Крыма к России заявила о готовности инвестировать в автобизнес этого региона порядка 90 млн руб.

В KIA Motor Rus, которая, как ранее заявляли представители Минэкономразвития, одной из первых откликнулась на просьбу начать поставки машин в Крым, отказались от комментариев на эту тему.

Тем временем российский дистрибьютор китайской компаний Geely Motors стал одним из немногих, кто начал продавать новые автомобили на полуострове. Компания еще в начале лета открыла три дилерских центра — один в Симферополе и два в Севастополе. Впрочем, серьезных затрат на это не потребовалось — Geely лишь переоформила свои собственные дилерские центры, которые были закреплены за украинским подразделением.

Китайцы надеются выйти на тот уровень, который был достигнут ими в 2013 году. По итогам прошлого года лидером продаж в регионе стала именно Geely — ее доля рынка составила 9,6%.

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что автопроизводители не спешат идти в Крым из-за политической ситуации. «Сейчас российский авторынок практически на 100% составляют иностранные компании, — говорит он. —

Даже «АвтоВАЗом» владеют зарубежные собственники. Поэтому до тех пор, пока ситуация с обменом санкциями не завершится, на полуостров они не пойдут. Все автокомпании в России сейчас существуют в режиме поддержания, и ни о каком развитии речи не идет».

По данным аналитиков агентства, объем продаж в Крыму может в будущем составить 25 тыс. новых легковых автомобилей в год. Такой показатель был зафиксирован на полуострове в 2008-м, до наступления кризиса.

«Сейчас рынок там упал примерно в три раза. Чтобы выйти на эти цифры снова, нужно не только дождаться нормализации политической ситуации, но и развивать инфраструктуру региона, — поясняет Целиков. — Это прежде всего мост через Керченский пролив – паромами в больших количествах ввозить автомобили не очень удобно».

По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова,

существует большая неопределенность с точки зрения возможных санкций, которые могут коснуться и автопроизводителей.

«Кроме того, рынок в Крыму очень маленький по объему, поэтому создавать там инфраструктуру невыгодно, — рассказал «Газете.Ru» эксперт. — Еще одна причина заключается в том, что доходы местного населения заметно ниже, чем в среднем по России, немногие в Крыму могут позволить себе новый автомобиль. Поэтому сейчас там будет в большей степени развиваться рынок подержанных автомобилей, которые теперь можно беспрепятственно привозить с материковой части России».