Новые ответные меры России на санкции Запада затронут импорт иномарок, прежде всего подержанных. Об этом в четверг на Самарском экономическом форуме заявил помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов.
«У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши, прежде всего европейские, партнеры больше зависят от России, чем Россия от них, — заявил он. — Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров легкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, но некоторых видов одежды».
Белоусов подчеркнул, что Минэкономразвития уже подготовило перечень этих товаров. «Я надеюсь, что здравый смысл возобладает и мы не будем вынуждены вводить эти ответные меры», — добавил он.
Заявление чиновника не стало сенсацией — еще в августе о возможных ограничительных мерах по линии автопрома говорил премьер-министр Дмитрий Медведев. «Мы потенциально готовы ввести защитные меры в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и других отраслях. Но делать это будем осмысленно», — заявил он на одном из заседаний правительства 7 августа.
Между тем заявление Белоусова прозвучало за несколько часов до того, как Евросоюз официально заявил, что новые санкции против России все-таки будут введены. В частности, они предусматривают запрет на кредитование пяти российских госбанков и трех крупнейших энергетических компаний. Кроме того, ЕС добавил в санкционный список 24 физических лица, включая новых руководителей ДНР, членов правительства Крыма, а также чиновников и бизнесменов из РФ. Новые ограничительные меры вступят в силу с 12 сентября.
В Минэкономразвития комментировать заявление Белоусова «Газете.Ru» отказались. Источник в ведомстве отметил, что соответствующие заявления могут озвучиваться лишь на уровне руководства.
Между тем введение ответных запретов на импорт автомобилей может оказаться для российского рынка не таким страшным, как может показаться на первый взгляд.
В России производится около сотни моделей легковых машин, начиная от бюджетного и заканчивая люксовым сегментами. Причем в списках наиболее продаваемых машин верхние строчки занимают модели исключительно российской сборки.
Не слишком сильно санкции ударят и по вторичному рынку — гораздо сильнее его затронули ранее введенные высокие пошлины на ввоз иномарок и высокий курс доллара и евро.
«В данный момент рынок подержанных машин, если говорить об импорте, и так находится не в лучшем состоянии. В прошлом году после роста курса валют поток автомобилей с пробегом из-за границы по понятным причинам снизился в разы, — заявил «Газете.Ru» гендиректор компании «ПодборАвто» Денис Еременко. — Сейчас везут или какой-то эксклюзив под заказ или премиум. Массового ввоза иномарок нет. Поэтому если какие-то санкции для физлиц будут введены, то никакого большого обвала не будет, хотя, конечно, такие меры никого не обрадуют».
Эксперт пояснил, что заметное падение интереса к импортным подержанным машинам обосновано и высокими ввозными пошлинами на эту группу товаров. «Большинство машин на вторичном рынке сделаны в России, — заявил Еременко. — Даже из Японии уже почти ничего не везут, хотя мы помним, что в 90-е ввоз иномарок там был массовым и кормил множество людей. Сейчас все иначе».
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков также считает, что возможные санкции вряд ли сильно ударят по рынку подержанных машин.
«Рынок подержанных машин в России примерно в два раза больше, чем рынок новых, но если будут санкции, то в первый год-два заметного влияния они не окажут, — заявил «Газете.Ru» Рожков.
— У нас и так доля импортных машин на вторичном рынке невелика, потому что есть очень высокие, фактически запретительные пошлины.
В долгосрочной перспективе определенный дефицит иномарок может ощущаться, особенно это касается тех машин, которые ввозятся не дилерами, а отдельными физическими лицами».
Не слишком сильно, скорее всего, санкции повлияют и на рынок новых машин. «В структуре российского рынка новых автомобилей доля импорта составляет около 30%. Ввозятся чаще всего премиум- и бизнес-класса, локализация производства которых в России нецелесообразна, — заявил Рожков. — Если будет запрет на импорт, то пострадают те группы, которые покупают как раз эти автомобили, у них будет выбор, но ограниченный. Вряд ли санкции как-то повлияют на цены, потому что мощности производить такие автомобили у нас все-таки есть, а спрос может сместиться просто в сегмент подержанных машин, где эти машины еще будут присутствовать какое-то время».
По мнению эксперта, и западные страны, и отечественные потребители смогут относительно безболезненно пережить российские санкции.
«Доля нашего рынка в структуре мирового невелика. Понятно, что у отдельных брендов часть выручки заметно упадет, но на прибыль и бизнес в целом заметное влияние это вряд ли окажет. Что касается России, то наши потребители переориентируются в пользу моделей аналогичного класса, собранных в нашей стране», — резюмировал аналитик.
Что касается российских участников рынка легкой промышленности, то возможность введения ответных санкций на данный сектор оказалась достаточно неожиданной.
В целом ее можно рассматривать как позитивную, считает исполнительный директор Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Игорь Ульянов.
По его мнению, новое эмбарго может затронуть сектор спецодежды, так как сейчас большое количество одежды для силовых структур, ведомств, армии поставляют отечественные производители.
Из сектора масс--маркета может быть затронуто производство мужских костюмов и подростковой одежды нижнего и среднего ценового сегмента, постельного белья. Ответные санкции на легкую промышленность затронут главным образом Испанию, Германию, Италию и США.