Все больше автокомпаний, ведущих свое производство в России, становятся участниками глобальной кампании по спасению отрасли во время катастрофической ситуации на рынке. В координации с Минпромторгом около 30 крупнейших автопредприятий запускают собственные программы по утилизации машин. Они обязуются компенсировать клиентам часть затрат на покупку нового автомобиля при сдаче старого в утиль, а также в случае обмена машины по системе трейд-ин.
При этом по окончании программы бизнесмены не будут предъявлять счета государству – стимулирующую меру поддержки они финансируют из собственных средств. Вместо компенсации скидок за проданные машины Минпромторг пообещал разработать дополнительные меры господдержки автопроизводителей.
Делается это для того, чтобы соблюсти нормы Всемирной торговой организации (ВТО). Ведь в соответствии с соглашениями, подписанными Россией в рамках ВТО, государство не имеет права стимулировать скидками исключительно покупателей автомобилей с высоким уровнем локализации, не распространяя эти скидки на готовые импортные машины. Так, если бы программа господдержки была объявлена в соответствии с правилами ВТО, то львиная доля средств ушла бы на поддержку иностранного автопрома. Чтобы этого избежать, чиновники и разработали так называемую программу обновления парка автотранспортных средств.
Как сообщил «Газете.Ru» глава Минпромторга Денис Мантуров,
новая программа обновления парка автотранспортных средств работает, и к ней присоединились все основные автопроизводители. Среди них ГАЗ, «АвтоВАЗ», КамАЗ, «Соллерс», Ford Sollers, PSA Peugeot Citroen, Volkswagen, »Renault Россия», Hyundai и KIA.
«Программа стартовала после согласования ее условий с российскими автопредприятиями, — заявил Мантуров. — Их суть заключается в том, что автопроизводители начинают реализацию программы за счет собственных ресурсов до момента компенсации им соответствующих затрат из бюджета через субсидии. Они будут предоставлены правительством по завершении бюджетных корректировок с учетом всех процедур и соблюдения регламента, то есть в конце года. Таким образом, общая продолжительность программы составит четыре месяца, начиная с 1 сентября и до 31 декабря этого года».
По словам главы Минпромторга, бюджетное финансирование программы, как и было объявлено ранее председателем правительства Дмитрием Медведевым, составит 10 млрд руб.
«Мы ведем постоянный мониторинг ситуации и получаем данные от автопроизводителей и дилеров в режиме реального времени, — отметил Мантуров. — Только за неделю, прошедшую с момента объявления о старте программы, было подано 4470 заявок от физических и юридических лиц. При сохранении такой динамики у нас есть основания прогнозировать достижение всех заявленных нами показателей и увеличить производство автомобильной техники в текущем году более чем на 170 тыс. единиц. Тем самым мы существенно сдемпфируем прогнозируемый спад производства».
Поясним, что действие программы распространяется на все категории автотранспортных средств — от легковых автомобилей до коммерческого транспорта, автобусов и грузовиков. Покупатель получает скидку на покупку нового автомобиля при условии сдачи старого на утилизацию или через механизм трейд-ин. Размер скидки не зависит от стоимости старой машины и варьируется по типам автомобилей. Например, для легковых она составляет 50 тыс. руб. при снятии автомобиля с учета и сдаче его в утилизацию и 40 тыс. руб. при продаже автомобиля по схеме трейд-ин. Максимальную же скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов: 350 тыс. и 300 тыс. руб. соответственно. До 350 тыс. руб. смогут сэкономить также владельцы внедорожников, легковых коммерческих автомобилей, грузовиков полной массой от 2,91 до 8,2 т и более.
Как в свою очередь пояснил «Газете.Ru» директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов, автопроизводители начали запускать согласованные с ведомством корпоративные программы стимулирования спроса с сентября. Была выбрана уже знакомая схема работы — вместе с программами по стимулированию спроса запускаются программы утилизации. Новшество этого года – использование механизма трейд-ин.
«Причина в том, что у населения нет свободных денег, — пояснил Морозов. — А по схеме трейд-ин также можно получить скидку при покупке нового авто. Вспоминая предыдущий положительный опыт, бизнесмены решили, что будут работать, используя именно эти правила, немного адаптировав их под себя. Выплаты будут варьироваться в зависимости от производителя — кто-то будет давать больше, кто-то меньше. Они будут действовать, скорее всего, до конца года, после чего возможно их продление».
По информации Минпромторга, сейчас разрабатываются проекты постановлений по дополнительным мерам господдержки, в ведомстве также назвали подробный список поддерживающих мер, которые в текущем году уже работают.
Так, в 2014 году в комплекс мер по стимулированию автопроизводителей вошло субсидирование части производственных затрат на рабочую силу и содержание рабочих мест, субсидии на компенсацию части затрат на электроресурсы, субсидии на развитие НИОКР, а также субсидирование части затрат на разработку и выпуск автомобилей, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5.
На эти меры в целом в текущем году будет потрачено около 60 млрд руб.
Также в списке мер поддержки: субсидии на компенсации части затрат по процентным ставкам, на кредиты, привлеченные на модернизацию парка оборудования (около 5 млрд руб.), финансирование части затрат на транспортировку автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке (более 3 млрд руб.), финансирование дополнительных закупок автомобилей и автобусов для МВД и Федерального медико-биологического агентства (более 2,3 млрд руб.), субсидирование закупок газомоторной техники (3,7 млрд руб.), а также введение национального режима при осуществлении госзакупок автомобилей (постановление правительства №656 от 14.07.2014). Кроме того, были внесены изменения в технический регламент, продлившие послабления для грузовых автомобилей и автобусов, не соответствующих нормам Евро-5, до 1 января 2015 года.
«В США летом этого года автопроизводители также реализуют программы стимулирования продаж, — подводит итог Морозов. — И уже в сентябре был зафиксирован рекордный для страны рост продаж. Мы надеемся также достичь серьезных успехов.
Сейчас в России уровень взаимодействия промышленности и государства поднялся до такого уровня, когда автопроизводители начали работу еще до подписания нормативно-правовых актов. Это кризис, и нам приходится доверять друг другу».
Как в свою очередь отметил источник, близкий к ведомству, государство заинтересовано поддерживать спрос на продукцию российского автопрома. Задача, которая стоит перед ведомством, – разработка нормативно-правовых актов для достижения этой цели в строгом соответствии с требованиями ВТО.
В «Тойота Мотор» «Газете.Ru» сообщили, что поддерживают любые меры правительства, связанные с поддержанием рынка.
«Toyota хочет и будет участвовать в программе, она уже запускается по модели Camry. В компании в настоящее время работают над расчетом участия в программе и тем, как ее лучше объявить. Ряд технических моментов на этой неделе будет согласован с Минпромторгом», — сообщил независимый консультант «Тойота Мотор».
В свою очередь в «АвтоВАЗе» также полностью поддерживают программу утилизации и называет ее «чистой инициативой самих автопроизводителей».
«До наших дилеров уже доведен четкий алгоритм, согласно которому они могут принять автомобиль по программе утилизации, а также принять автомобиль в трейд-ин, — рассказал «Газете.Ru» источник в «АвтоВАЗе». — Мы положительно оцениваем эту программу и будем работать по ней до конца года.
В компании ожидают положительный результат, который позволит переломить тенденции на рынке.
Мы надеемся, что рынок как минимум стабилизируется и перестанет падать, а в лучшем случае покажет рост. За любой автомобиль марки Lada, сданный по программе утилизации, можно получить 50 тыс. руб. скидки, а в случае сдачи автомобиля в трейд-ин можно получить 40 тыс. руб. скидки дополнительно к стоимости автомобиля.
До конца года по такой схеме мы планируем продать около 40 тыс. автомобилей».