Продажи новых легковых автомобилей в России упали по итогам января — августа уже на 12,1%, или на 217 092 единиц, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В общей сложности с начала года было реализовано 1 млн 582 тыс. 713 машин.
В августе было реализовано всего 172 015 новых автомобилей. Это сразу на 25,8% меньше, чем за этот же месяц годом ранее. Свежие данные в своем отчете приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
По словам председателя комитета Йорга Шрайбера, госпрограмма утилизации старых автомобилей, которая была запущена 1 сентября и продлится до конца этого года, сможет остановить негативные тенденции движения авторынка. «Август был еще одним трудным месяцем для продаж автомобилей, хотя это вряд ли удивило кого-нибудь в индустрии, — констатирует Шрайбер. —
Недавно объявленная программа по утилизации и «трейд-ину» автомобилей вселила надежду, что падение рынка может быть остановлено.
Будет ли это так или нет, зависит от того, как быстро эта программа будет запущена с тем, чтобы участники рынка смогли ею воспользоваться».
У большинства производителей, согласно статистике АЕБ по количеству реализованных автомобилей, как и в предыдущие месяцы, отмечается серьезное сокращение продаж. Так, лидирующий на российском рынке «АвтоВАЗ» ушел в минус по итогам восьми месяцев уже на 18%. Недавно стало известно, что во избежание затоваривания складов завод в Тольятти в сентябре будет приостанавливать работу.
Продажи бестселлера российского автогиганта — модели Lada Granta сократились с начала года примерно на 11%, до 95 154 единиц.
Вторая по популярности модель — Lada Kalina продается с тем же успехом, что и годом ранее, а в рейтинге АЕБ занимает 5-е место (+1% и 44 175 реализованных единиц). В плюсе «АвтоВАЗ» и по продажам модели Largus (6-е место) — 43 272 проданных автомобиля в этом году против 35 083 за восемь месяцев 2013-го. А вот продажи модели Priora (9-е место) продолжают сокращаться: за январь — август «АвтоВАЗ» реализовал 31 636 единиц, в прошлом же году к этому моменту было продано 41 440 автомобилей.
Южнокорейская Kia, занимающая среди автобрендов вторую строчку рейтинга АЕБ, с января по август получила пятипроцентное сокращение продаж по сравнению с прошлым годом.
В прошлом месяце объем продаж бренда в России упал сразу на 20%. Самая популярная модель Kia — бюджетный седан New Rio занимает позицию в рейтинге самых продаваемых автомобилей на нашем рынке. Стоит отметить, что именно эта модель обеспечивает примерно половину всех российских продаж компании. Так, за январь — август седан разошелся тиражом чуть более 60 тыс. экземпляров, а суммарные продажи компании с начала года составляют немногим более 122 тыс. единиц.
В призеры рейтинга традиционно входит Hyundai. Если до июля компании удавалось сохранять в отчетах положительную динамику роста продаж, то по итогам восьми месяцев Hyundai все же ушла в минус, хотя пока всего и на 1%. Недавно обновленный Solaris, продажи которого находятся на уровне прошлого года (рост составляет менее 1%), переломить негативную тенденцию в одиночку не смог. Тем не менее эта бюджетная модель после Granta уверенно занимает второе место по популярности среди россиян.
Суммарные продажи японской компании Toyota, расположившейся по итогам месяца на четвертом месте рейтинга, составили 102 522 автомобиля. Это на 1% выше, чем за аналогичный период 2013 года. Тем не менее рост продаж замедляется и у Toyota. Модель Camry сместилась с 10-й на 11-ю строчку рейтинга, хотя продажи этого седана, стимулируемые в преддверии выхода нового поколения модели скидками, и остаются на прошлогоднем уровне. А вот один из самых популярных на нашем рынке кроссоверов — Toyota RAV4 (13-е место) потеряла спрос почти на четверть относительно объемов реализации модели в прошлом году.
Пятерку лидеров среди автопроизводителей замыкает Renault, «просевший» в августе на 18%, а с начала года — на 10%.
Кроссоверов Duster (4-е место по итогам января — августа) в этом году было продано 51 137 штук, а за восемь месяцев 2013 года — почти на 2,5 тыс. больше. Недавно обновившаяся модель Logan (8-е место) продается чуть лучше: за январь — август было реализовано 34 725 бюджетных седанов, что на 500 единиц больше, чем годом ранее.
Формально в плюсе относительно восьми месяцев прошлого года находятся несколько премиальных марок: к примеру, Mercedes, Lexus, Land Rover, Volvo. Однако месяц от месяца их рост продаж стабильно сокращается, в среднем на 1–3% за месяц. Премиум-брендам программа утилизации, безусловно, не поможет, поэтому они могут с большой долей вероятности закончить год в минусе или «выйти в ноль».
«Потребовалось восемь месяцев прогрессирующего падения продаж, чтобы правительству стало ясно: авторынок нуждается в государственной поддержке, — комментирует возобновление программы утилизации директор дилерского центра «Mitsubishi РОЛЬФ Юг» Светлана Виноградова. — Хотя запущенная 1 сентября программа будет действовать только до конца года, мы ожидаем от нее положительного эффекта».
По мнению Виноградовой, возможность получить скидку по этой программе, даже сдав свой автомобиль в trade-in, повышает ее привлекательность, в особенности для сегмента SUV, для которого предусмотрены скидки в 90 тыс. руб. при утилизации автомобиля и 75 тыс. руб. — при системе trade-in. «Уже сейчас мы видим рост количества клиентов, которые хотят воспользоваться скидкой по этой программе, — говорит руководитель дилерского центра.
— К сожалению, механизм субсидирования пока неясен. Дилеры пока не знают, будет ли вводиться ограничение цены автомобилей, попадающих под действие скидок по утилизационной программе, должны ли это быть только российские марки либо автомобили, которые производятся и собираются в России.
Тем не менее мы надеемся увидеть первые результаты действия программы утилизации в уже в октябре».
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков также считает, что увидеть эффект от программы утилизации можно будет уже по итогам сентября.
«Некоторые производители, а главное — «АвтоВАЗ», уже начали работать по программе, — заявил «Газете.Ru» эксперт. — Конечно, рынок продолжит падать и дальше, но за счет этой меры поддержки темпы падения сократятся. Думаю, что по результатам года рынок остановится на отметке –12%».
Он полагает, что темпы сокращения объемов продаж в сегменте премиум будут сохраняться.
«Для люксовых брендов и компаний, которые представлены в этом сегменте, все будет зависеть только от количества, качества и привлекательности новых премиальных моделей, которые они будут выводить на рынок.
Никаких мер поддержки для них не предусмотрено», — отмечает Рожков.
Эксперт считает, что одной программой утилизации ситуацию на авторынке радикально изменить не получится.
«Падение рынка связано с фундаментальными факторами.
Из-за снижения курса рубля, например, выросли цены на импортируемые автомобили. Кроме того, кредиты стали дорожать. Еще один негативный фактор — отсутствие потребительской уверенности. Все это говорит о том, что стимуляция авторынка не поможет — надо улучшать темпы роста экономики в целом», — заключает аналитик.