Lexus в Дагестан угнали понарошку

Проехавший за пять часов 2500 км Lexus был похищен ради страховки

Анатолий Караваев
«Газета.Ru» приоткрыла тайну нашумевшего угона автомобиля Lexus в Санкт-Петербурге, который через пять часов после хищения был обнаружен в одном из сел Дагестана. Вопреки первоначальным данным о транспортировке машины самолетом, иномарка добралась в Дагестан обычным способом. По словам полицейских, в данном случае речь идет о попытке мошенничества с выплатой страховки.

В МВД РФ после запроса «Газеты.Ru» рассказали некоторые подробности угона автомобиля Lexus, который через несколько часов после хищения нашли на расстоянии в 2500 км.

Напомним, что в августе компания «Цезарь Сателлит Северо-Запад» заявила, что оборудованный специальным поисковым оборудованием автомобиль Lexus LX 570 2013 года выпуска после угона с Крестовского острова в Санкт-Петербурге был найден в Дагестане.

«Операция по поиску машины заняла пять часов. За это время автомобиль проделал путь в 2500 км,

— рассказали тогда в компании. — Автомобиль находился в Республике Дагестан. Он был оставлен во внутреннем дворе ресторана в деревне Могилевское Хасавюртовского района. После получения данной информации полиция Дагестана обнаружила машину и доставила ее к зданию прокуратуры Хасавюрта. Регистрационных знаков на автомобиле уже не было».

Глава компании, установившей поисковое оборудование, Василий Курсин высказал предположение, что за столь короткое время автомобиль мог добраться в Дагестан, например, посредством транспортной авиации. В своем пресс-релизе «Цезарь Сателлит» также сообщал, что владелец получил автомобиль в середине августа.

Никаких дополнительных подробностей в компании рассказать не смогли. Элементарные подсчеты свидетельствуют, что даже с помощью авиации доставить Lexus из центра Петербурга в дагестанское село весьма проблематично.

Как выяснила «Газета.Ru», на самом деле речь идет о попытке страхового мошенничества и никакой транспортировки машины самолетом в Дагестане не было.

«Хищение «Лексуса» произошло в этом году в ночь на 1 марта, с 23.00 по 02.00, от дома №4 по Южной дороге. На следующий день потерпевший обратился в полицию, и уже вечером 1 марта машина была найдена в лесу неподалеку от Хасавюрта», — рассказал источник в полиции Санкт-Петербурга.

По его словам, в данном случае речь идет о попытке мошенничества с выплатой страховки. «Конечно, никто ничего в Дагестан за пять часов доставить не мог. Это же физически невозможно,

— отметил он. — В данном случае, готовясь к афере, злоумышленники не сумели найти все скрытые датчики охранной системы автомобиля, поэтому у них и получился такой прокол: они не ожидали, что автомобиль после подачи заявления об угоне подаст сигнал.

По словам источника, в настоящее время по факту угона следственным управлением по Петроградскому району Санкт-Петербурга расследуется уголовное дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Всех нюансов оперативники пока не рассказывают, но обещают, что вскоре появятся очень интересные подробности».

В свою очередь, в МВД Дагестана «Газете.Ru» рассказали, что лишь оказали содействие своим коллегам из Санкт-Петербурга, которые ведут расследование угона.

«После получения сигнала и информации от наших коллег из Санкт-Петербурга оперативники сразу выехали к месту стоянки машины и нашли ее. Она была заперта, хозяин не объявился, — рассказали в местном МВД. — С помощью эвакуатора они отогнали ее на стоянку в Хасавюрт, откуда машину через несколько дней забрали наши коллеги».

Как пояснил «Газете.Ru» во вторник Василий Курсин, стандартного количества поисковых устройств в той или иной машине нет.

«Обычно устанавливается одно поисковое устройство, но во многих случаях поисковых систем больше, — рассказал он. — Владелец автомобиля заключает договор, в рамках которого компания осуществляет охранный мониторинг, а также поиск машины в случае угона. Количество компонентов системы «Цезарь Сателлит» и места их установки не интересуют клиента и никак не влияют на автомобиль. Поэтому такая информация до клиента не доводится».

По словам гендиректора компании, практика показывает, что при полном разборе салона автомобиля вероятность обнаружения всех трекеров оставляет менее 10%.

«Найти их практически нереально», — добавил Курсин.

Он пояснил, что очевидные признаки мошенничества присутствуют в 10–15% случаев угона автомобилей с данной охранной системой. «Вместе с тем назвать человека мошенником может, понятно, только суд. Реальных доказанных случаев мошенничества почти нет. По этой истории также никаких выводов сделать не можем, наша главная задача — найти машину», — констатировал глава компании.

Современные спутниковые охранно-телематические системы позволяют постоянно контролировать местонахождение автомобиля в режиме онлайн, то есть без труда можно отследить весь маршрут следования автомобиля, где и с какой скоростью он ехал, включались ли фары, указатели поворотов, или даже как сильно водитель давил на педаль газа и тормоза, - рассказал «Газете.Ru» представитель компании-разработчика противоугонного оборудования Scher-Khan Владимир Макаров. - Поэтому в случае угона автомобиля, оборудованного более технически совершенной системой, вопросов о том, как именно машина попала в Дагестан, не возникло бы. Ведь у телематических систем детальная информация по всем маршрутам хранится на удаленном интернет-сервере и легкодоступна каждому пользователю по паролю.

Эксперт в сфере автострахования Антон Басин отмечает, что случаи мошенничества с выплатой страховки достаточно распространены. «Я часто общаюсь с сотрудниками служб безопасности страховых компаний, они говорят, что есть и старые схемы, и новые, которые сложнее удается выявить, — рассказал он «Газете.Ru». — Но процент таких мошенничеств за последние годы остается стабильным. Есть одни и те же люди, которые кочуют по разным страховым».

По словам Басина, самым распространенным остается так называемое клонирование.

Автомобиль (как правило, дорогостоящий) страхуют, после чего его шильды и идентификационные данные переклепывают на транспортное средство аналогичной модели, которое ранее погибло. И потом вот этот разбитый автомобиль предъявляется в страховую под видом застрахованного. Делают документы, что, например, был пожар, и получают деньги.

«Ну и от этой схемы есть производные, связанные с недобросовестными страховыми агентами. Например, когда они при заключении договора намеренно фотографируют не ту машину, — рассказал Басин. — Есть еще схемы, связанные с ввозом автомобиля из-за границы. Быстрее всего проходят стандартные схемы, новые схемы встречаются, но их очень мало».

Эксперт уверен: если машину находят сразу после угона, это является одним из признаков мошенничества.

«Угонщики просто звонят страховщику и предлагают компании выкупить у них похищенный автомобиль, — рассказывает Басин. — Это может быть выгодно как самим преступникам, потому что они получают быстрые деньги, избавляясь от хлопот по легализации и реализации машины, так и страховой, которая заплатит похитителям меньшую сумму, чем владельцу по страховке. При этом угонщики, естественно, не привозят машину обратно, а просто сообщают, где она находится. И многие страховые компании соглашаются на такую схему, кто-то не соглашается, и совершенно правильно делает».

«Обман страховой компании - это преступление. К сожалению, в России мошенничество в этой сфере достигает колоссальных масштабов, в 3-6 раз превосходя западные рынки. В свою очередь, страховые компании активно лоббируют ужесточение наказания, и мы надеемся, что в ближайшее время такая практика будет принята, - рассказал «Газете.Ru» вице-президент ОАО СГ «МСК» Арсен Даллакян. - Принципиальная позиция участников страхового рынка состоит в том, что от мошенников страдают честные клиенты. Махинации заставляют страховые компании поднимать тарифы».